Римская Слава - Военное искусство античности
Новости    Форум    Ссылки    Партнеры    Источники    О правах    О проекте  
 

Организация и вооружение армии эквов, вольсков (Connolly P.)

Эквы, вольски • 28 ноября 2006 г.

В начале V в. до н.э. Риму пришлось вплотную столкнуться с жителями гористых районов центральной Италии — эквами и вольсками. Это всего лишь два из многочисленных воинственных племен, которые вместе с сабинянами и самнитами жили в долинах Апеннинских гор. Апеннины образуют хребет всего Апеннинского полуострова, простираясь от Альп на севере до самой нижней его оконечности на юге. Центральную часть этого горного массива занимали племена, которые можно довольно условно объединить под названием оски. Эти народы служили в этрусских армиях в качестве союзников либо наемников. Раскопки на месте некрополей VI—V вв. до н.э. в Альфедене, что в 130 км к востоку от Рима, и в Камповалано ди Кампли близ Терамо на восточной стороне Апеннин предоставили нам богатый материал по оружию и доспехам. Эти находки вместе со знаменитой статуей воина из Капестрано, что в 30 км от Л’Аквилы, позволяют нам получить достаточно точное представление о том, как выглядел представитель горных народов.

 

Такой тип доспехов и вооружения применялся герниками, эквами и вольсками Рис. 1
1 — реконструкция внешнего облика воина-горца. Такой тип доспехов и вооружения применялся герниками, эквами и вольсками. На воине «горшковый» шлем, защитное ожерелье и круглые нагрудная и наспинная пластины. У него два метательных копья и меч греческого типа.
2 — бронзовые нагрудная и наспинная пластины с крепящейся на петлях перевязью из некрополя в Альфедене. Музей А. де Нино. Масштаб 1:8. Все части подбиты железом, петли и другие элементы крепления также железные. Несколько таких пластин были надеты на скелетах, обнаруженных в могилах.
3 — внутренняя сторона передней пластины, на которой видно, что изнутри она покрыта железом. Эта железная основа завернута за край бронзовой внешней части.
4 — вид сзади на реконструкцию доспеха. Ни одной из перевязей, которые изготовлялись большей частью из кожи, до наших дней не дошло. Перевязь восстановлена на основе статуи воина из Капестрано.
5 — воин из Капестрано. На изображении отчетливо видны круглые нагрудные пластины и меч. Изображение шлема с такими огромными полями является, вероятнее всего, значительным преувеличением.
6 — обратная сторона этой же статуи.

 

На капестранском воине имеется маленький круглый нагрудник и соответствующая ему наспинная пластина, соединяющиеся при помощи широкой перевязи, которая идет через правое плечо. На голове у него шлем с гребнем и невероятных размеров полями. Вооружен воин двумя дротиками с петлями для метания, топором и мечом, который он прижимает к груди. В Альфедене и Камповалано ди Кампли обнаружено несколько экземпляров таких круглых пластин, которые соединялись при помощи крепившейся на петлях металлической перевязи. Еще несколько образцов подобного же защитного доспеха обнаружили в расположенных на значительном удалении друг от друга местах — Анконе, Казерте в Кампании и Алерии на Корсике. Все они изготовлены из бронзы и подбиты железом. Представленный в книге экземпляр нашли в Альфеденском некрополе; его диски 23,5 см в диаметре (диаметр мог варьироваться от 20 до 24 см), что значительно больше тех, которые изображены на статуе из Капестрано. Эти диски, которые, очевидно, происходят от более ранних этрусских, обычно украшались шишечками и изображением мифического двухголового фавна. На некоторых экземплярах присутствуют выгравированные рисунки. Железная основа, которая обычно представляла собой два полукруглых фрагмента с разрезом в центре, закатывалась через край на переднюю часть диска и там расплющивалась молотком.

Широкая, проходящая через плечо перевязь в 30 см длиной изготовлена из трех бронзовых пластин, отделанных железом. Они соединялись железными петлями, которые были приклепаны к пластинам. К заднему диску перевязь крепилась при помощи петли, а к переднему — крючком. В нужном положении доспех удерживался двумя широкими ремнями, которые перекидывались через плечи, и двумя более узкими, которые проходили под мышками. Все они четко видны на статуе из Капестрано.

 

На пластине два всадника: один в коринфском, а другой — в «горшковом» шлеме Рис. 2
Декорированная нагрудная пластина того же типа, что изображен на рис. 1. VI — V вв. до н.э. Музей Анконы. На пластине два всадника: один в коринфском, а другой — в «горшковом» шлеме.

 

Известно множество находок шлемов с широкими полями, но все они уже тех, что на шлеме воина из Капестрано. Наиболее распространенным был шлем «горшкового» типа, который встречается на территории всей центральной и северной Италии, а также на побережье Адриатики, в северной Югославии. Похоже, что эти «горшковые» шлемы никак не связаны с более ранними шлемами культуры вилланова. Исходя из того, что аналогичные шлемы найдены на территории современных Австрии и Чехословакии, можно предположить, что центр их распространения находился в северной Югославии. Наиболее ранний тип изготовлялся в форме круглой шапки, нижний край которой был выгнут наружу. У таких шлемов часто имеются круглые шишечки, приклепанные по бокам, а также держатель для гребня на макушке и дополнительные крепления к нему спереди и сзади. Эти шлемы были широко распространены в центральной Италии, есть даже экземпляр, найденный в Риме. Номер 2 представляет собой тип, зоной распространения которого были северная Италия и Югославия. Наиболее известен шлем из Сесто Календе, у подножия Апеннин. Этот шлем состоял из четырех склепанных между собой частей. Подобно более ранним экземплярам, у него есть держатель для гребня и приспособления для крепления гребня впереди и сзади. Вероятно, именно он изображен на нескольких фигурках с Кертосской ситулы.

Номер 3 необычен — известно лишь два таких экземпляра. Происхождение его неизвестно, ныне он находится в Ватиканском музее. Интерес представляют его необычайно широкие поля, очень похожие на те, что на шлеме капестранской статуи. У него есть четко выраженная выемка, предназначенная для гребня, которую скорее всего заимствовали у шлема иллирийского типа. Это очень характерная черта югославских «горшковых» шлемов. Тип 4 был широко распространен по всей северной Адриатике и в долине реки По. Очевидно, он принадлежит к той же группе, что и тип негау, однако обычно он значительно шире в верхней части.

Номер 5 получил название «каннский» шлем, так как две находки этого типа были сделаны на месте поля битвы при Каннах, где Ганнибал в 216 г. до н.э. разбил римлян. Долгое время считали, что эти два шлема, которые находятся в Британском музее, относятся как раз к этой битве, поэтому их использовали для классификации и датировки других экземпляров. По счастью, в гробнице в Камповалано был обнаружен прекрасно сохранившийся экземпляр такого шлема, который позволил отнести эти шлемы к концу VI столетия. Известно десять таких шлемов (и половина из них неизвестного происхождения); вероятно, область их распространения следует ограничить побережьем Адриатики между Анконой и Бари. Всех их характеризует наличие канавки для гребня в передней части, четко выраженного сужения в нижней части, как на типе негау, и две полукруглые шишечки, прикрепленные с обеих сторон. Они выполнены из кованой бронзы, залиты свинцом и посажены на железный диск.

На Кертосской ситуле изображен еще один особый тип шлема, который был составлен из круглых выпуклых пластинок или дисков (6а). Образец такого шлема найден в Югославии (6). Их изготовляли из бронзовых дисков, насаженных на каркас, сплетенный из прутьев. Пропуски между дисками заполняли бронзовыми же заклепками. В Югославии находили панцири, изготовленные тем же способом. Последний из представленных типов шлема (7) изображен на Болонской ситуле (7а) и по форме является коническим. Он не был распространен столь широко и, разумеется, был менее эффективен, чем шлемы с широкими полями, но несколько экземпляров нам все же известно. Тот, что представлен в данном издании, был найден в Оппеано, близ Вероны. Он сделан из двух частей, которые соединены при помощи заклепок, и имеет литую бронзовую верхушку. С внутренней стороны шлема имеются две маленькие бронзовые петли для крепления подбородочного ремня. Другие типы шлемов обычно также удерживались в требуемом положении при помощи подбородочного ремня, который, как правило, крепился к подшлемнику; его часто можно разглядеть на ситулах.

 

Италийские «горшковые» шлемы VI в. до н.э. Воин с двумя дротиками и скутумом с ребром Рис. 3
1—7 — италийские «горшковые» шлемы VI в. до н.э.
1 — наиболее ранний из известных италийских шлемов этого типа. Поздняя вилланова. Музей Анконы. Такой же шлем был найден в Риме.
2 — типичный шлем из четырех частей типа сесто календе, который был повсеместно распространен в северной Италии и Югославии. Музей Анконы.
2а — устройство шлема 2.
2b — шлем этого же типа с Кертосской ситулы.
3 — шлем с широкими полями. Возможно, он относится к тому же типу, что носил и воин из Капестрано. Грегорианский музей. Ватикан.
4 — шлем, представляющий собой смешанный тип негау и «горшковый». Анкона.
5 — шлем «каннского» типа, который назвали так по двум экземплярам, обнаруженным близ Канн в Апулии. Из Камповаланского некрополя. Музей Кьети.
5а, 5b — шишечка со шлема, аналогичного изображенному на рис. 5; можно увидеть, что ее заполняли свинцом.
6 — шлем из Югославии, составленный из дисков и заклепок поверх плетеного каркаса. Музей Люблян.
6а — такой же шлем, изображенный на Кертосской ситуле.
6b — навершие такого шлема.
6c — фрагмент плетеного основания.
7 — конический шлем из Оппеано, близ Вероны. Флорентийский археологический музей.
7а — такой же шлем, изображенный на Болонской ситуле.
8 — поножи из Камповалано ди Кампли.
9 — защитная пластина для горла из Альфедены.
10 — наплечник из Альфедены.
11 — наруч на нижнюю часть руки из Альфедены.
12 — воин, вооруженный топором и двумя дротиками. Застежка из Вача.
13 — воин с двумя дротиками и скутумом с ребром. Ситула из Арноальди.
14 — железный умбон щита. Югославия. Масштаб 1:10.
15 и 22 — наконечники дротиков из Камповалано ди Кампли.
16—21 — наконечники копий из некрополя Камповалано. Для этой территории обычными были наконечники трехгранной и четырехгранной форм.
17 — это наконечник в греческом стиле, а 20 близок к микенскому типу, который чуть ли не на 800 лет старше.
23—25 — подтоки копий из Камповалано. Они зачастую имели длинное острие.
26 — навершие булавы из Камповалано.
27, 28 — кинжал «антенного» типа с железными ножнами и цепочкой для прикрепления к поясу. Из некрополя в Камповалано.
28а — реконструкция этой цепочки.
29 — нож, который носили вместе с ножнами меча.
30 — железный наконечник ножен, выложенный изнутри костью. Из Камповалано.
31, 32 — меч и ножны (железные, выложенные костью), которые почти повторяют оружие, показанное на изображении воина из Капестрано. Из Альфедены.
Все изображения (15)—(32) даны в масштабе 1:10.

 

На капестранском воине есть защитная пластина для горла — в Альфедене был обнаружен очень близкий ей экземпляр. На левой руке статуи выше локтя виден защитный браслет. Такие же браслеты находят на левом предплечье воинов в гробницах Альфедены, что заставляет нас припомнить историю Тарпеи — римской девушки времен Ромула, которая предала сабинянам Капитолий в обмен на золотые браслеты, что те носили на левой руке. В старых легендах так часто скрывается зерно правды, что даже продолжение этого рассказа может содержать несколько ее крупиц. Сабиняне, вероятно, говорили по-оскански и скорее всего испытывали существенные затруднения, пытаясь понять, что именно хотела Тарпея, когда указывала на то, что они носят на левой руке, а посему предложили ей свои щиты.

У воина из Капестрано щита нет, не нашли никаких остатков его и в ходе раскопок. Скорее всего это свидетельствует о том, что он пользовался неметаллическим щитом, одной из разновидностей скутума. Изображение с нагрудной пластины из Аяконы, что находится севернее, показывает нам упавшего воина, который сжимает аргивский щит. Район

Анконы предоставляет многочисленные свидетельства того, что в этой местности пользовались полным комплектом снаряжения гоплита, однако для центральных регионов Италии таких свидетельств нет. Влияние греческого доспеха там было весьма ограниченным — из всех гробниц, раскопанных в Альфедене и Камповалано, только в одной есть хоть какое-то греческое снаряжение: уникальный оско-коринфский шлем и греческие поножи VI в. до н.э. Обе находки происходят из гробницы в Камповалано. Эти поножи являются исключением, и воин из Капестрано, разумеется, их не имел. Дальше на север, возможно, под влиянием греков и этрусков, поножи становятся обычной составляющей доспеха; были они найдены и в знаменитой гробнице воина в Сесто Календе.

Очень простые наручи для верхней и нижней части руки обнаружены в Альфедене. Однако находка эта единичная. Обычно доспех состоял лишь из панциря и шлема.

На статуе воина из Капестрано изображен богато украшенный меч, который свисает с крепивших защитные пластины ремней с правой стороны. Практически идентичный ему был найден в Альфедене — один из большого числа обнаруженных мечей и ножен. Все они греческого гоплитского типа и, возможно, были впервые переняты этрусками. Длина их клинка варьируется от 60 до 70 см. Рукояти таких мечей, а также наконечник и устье ножен изготовлялись из покрытой железом кости. Такое железное покрытие было зачастую украшено прорезным узором, сквозь который проглядывала кость. Так же делались рукояти римских кинжалов времен ранней империи. Бесчисленные остатки мечей греческого гоплитского образца, которые встречаются от долины реки По до Апулии и от Адриатики до Корсики (не говоря уже о землях Бруттия, Лукании, Кампании и Сицилии, которые находились под прямым греческим влиянием), не оставляют сомнений в том, что именно этот тип преобладал в Риме и на землях Латинского Союза до ввода в III в. до н.э. испанского меча. На статуе из Капестрано можно разглядеть небольшой нож, прикрепленный спереди к ножнам. Такие ножи, длина лезвия которых колебалась между 20 и 25 см, находили лежащими поверху ножен мечей в гробницах Камповалано. В некоторых гробницах обнаружены железные кинжалы с железными же ножнами и цепочкой для крепления к поясу.

Длина их клинка составляла 25—30 см. У большинства этих кинжалов имеются четыре стержня, выступающих вокруг навершия, что может служить признаком их центральноевропейского происхождения.

До наших дней дошло множество различных наконечников копий, отражающих многообразие влияний, сошедшихся в центральной Италии. Существуют экземпляры, являющиеся вариантами микенского, греческого и виллановского типа, в то время как другие не восходят ни к одному из них. Из этих последних типов наиболее характерными являются трех- и четырехгранные. Размер их варьируется от крошечных трехгранных наконечников дротиков, менее 8 см длиной, до огромных четырехгранных наконечников копий, превышающих 80 см. Как у копий, так и у дротиков были подтоки. Так как многие копья обнаружены в гробницах в том положении, в каком их туда положили, мы можем определить их длину — от 1,6 до 2,6 м.

В заключение рассказа об этом периоде истории следует сказать несколько слов о людях, обитавших в долине реки По во времена этрусской экспансии на север от Апеннин. Хотя их влияние на этрусков было скорее всего очень мало, они имели существенное значение для вторгшихся кельтских племен, которые, в свою очередь, оказали громадное влияние на римлян.

На протяжении VI—V вв. до н.э. к югу от Альп существовала ярко выраженная специфическая культура. Территория ее распространения включала всю долину реки По и северо-западную Югославию. У этих людей существовала особая форма искусства, которая известна археологам под названием «ситульная». Ситулы представляют собой большие бронзовые сосуды, богато украшенные рельефными изображениями; среди них часто встречаются воины и колесницы. Благодаря этим изображениям, а также оружию и доспехам, найденным в гробницах, мы имеем возможность достаточно точно воссоздать облик североиталийского воина VI—V вв.

«Горшковый» шлем был наиболее распространенным типом и на севере страны. В течение V в. он был постепенно вытеснен типом негау. На ситулах показаны щиты всевозможных форм и размеров, начиная от круглых аргивских щитов и заканчивая овальными и прямоугольными ростовыми. Железный умбон с рис. 14 на стр 103, несомненно, принадлежал именно такому щиту. Судя по его форме, щит был выпуклым. Фигурку с Арноальдской ситулы часто считают изображением захватчика-кельта, что вполне вероятно. Но, судя по его шлему, двум копьям или дротикам, тунике и щиту с вытянутым умбоном, он вполне мог быть и италийцем. Прошло немного времени, и как щитом, так и шлемом этого типа действительно стали пользоваться кельты долины По, которые, несомненно, переняли их у италийцев. Похоже, металлических панцирей у них не было, а ситулы подтверждают также отсутствие льняных. На территории Югославии продолжали существовать панцири, покрытые бронзовыми бляшками, и, возможно, они были занесены и в долину По, однако никаких свидетельств в пользу этой версии не существует.

В долине По повсеместно встречались гоплитский меч и кинжал с четырьмя «антеннами», однако там ощущалось сильное трансальпийское влияние, а потому многие наконечники для копий и мечи отвечают скорее центральноевропейским характеристикам. К северу от Апеннин трех- и четырехгранные наконечники копий, характерные для центральной Италии, были распространены мало. Воины на ситулах обычно вооружены одним-двумя копьями, а иногда и топором. При наличии двух копий разумно предположить, что они были метательными.

Присутствие колесницы на похоронах воина было общепринято. На ситулах колесницы обычно встречаются в церемониальных сценах, и непохоже, чтобы ими пользовались в сражениях. В то же время там часто встречаются фигурки сражающихся всадников. На пряжке из Вача изображены два всадника, бьющихся копьями и топорами. На одном — «горшковый» шлем, но щиты отсутствуют у обоих. Есть похожее изображение лишенного щита всадника с топором и на Кертосской ситуле. Исходя из этого, можно предположить, что около 500 г. до н.э. у всадников щитов не было. Однако некоторое время спустя ситула Арноальди показывает нам всадника в «горшковом» шлеме старого типа, но вооруженного двумя дротиками и со щитом аргивского типа.

Источник:

Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.
Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.

 
© 2006 – 2019 Проект «Римская Слава»