Римская Слава - Военное искусство античности
Новости    Форум    Ссылки    Партнеры    Источники    О правах    О проекте  
 

Религия римской армии по данным нумизматики (Абрамзон М. Г.)

Культы римской армии так же нашли отражение в монетных типах. Проблема религии армии и культов, которые отправлялись солдатами и офицерами, продолжает оставаться недостаточно освещенной. Не останавливаясь на обзоре сравнительно небольшого круга литературы, посвященной этой тематике1, часть которого упоминалась выше, заметим, что нумизматические источники практически не привлекались для характеристики культов римской армии2. В настоящей главе мы впервые предпримем попытку исследовать по данным нумизматики, какие именно культы отправлялись солдатами, каков был их характер — официальный и неофициальный, какие божества относились к кругу dii militares, какова была роль самого императора в религиозной жизни римской армии.

Среди легионеров и ветеранов различных армий — дунайской, испанской, африканской, сирийской и т.д., независимо от их дислокации, особой популярностью пользовались следующие культы:

а) культы священных знаков и орлов легионов;
б) культы гениев-покровителей легионов;
в) культы dii militares;
г) культы богов Отечества и покровителей императора и правящей династии: гениев императора, Юпитера, Юноны, Минервы, Виктории, Аполлона, Геракла, Дианы, Кибелы, Сераписа и Исиды, Митры, Фортуны, Virtus, Bonus Eventus, Fatum divinitum и других;
д) культ императора как харизматического лидера.

Кроме этого существовали культы, отправляемые армиями, дислоцированными в различных частях Империи, которые были связаны с этническим происхождением легионеров, географическим характером местности, где они несли службу, особенностями самой службы и контактами армии с местным населением3. Начиная с конца II в, н.э. среди воинов появляются и христиане, составляющие иногда целые легионы, что позже нашло отражение монетной чеканке IV—V вв.

Император и его роль в религиозной жизни армии. Монеты с изображением предметов жреческого обихода

Религиозная деятельность императоров, сосредоточивших в своих руках руководство высшими жреческими коллегиями, также нашла свое отражение в монетах. Императоры, будучи авгурами и великими понтификатами (pontifex maximus), контролировали религиозную жизнь страны, принимали участие в проведении молений, жертвоприношений, священнодействий, праздников и т.д. Весьма часто они изображаются на монетах в сценах ритуальной пахоты, либо стоящими в тоге у треножника, на который сыпят фимиам, и в других религиозных актах. Между тем, обращает внимание на себя одна группа монет, тип которых связан с религиозной деятельностью императора не в мирное время, но, несомненно, с их жреческими функциями в период военных действий. Это монеты с предметами понтификата или авгурата, впервые появившиеся в период гражданских войн в военной чеканке частных императоров I в. до н.э.

Сочетание императорами военного лидерства с жреческими функциями имело весьма важное значение для возникновения неофициального культа полководца как харизматического вождя среди легионеров. Любой главнокомандующий перед боевыми действиями производил ауспиции и авгурии. Ауспиции совершались всегда исключительно от имени главнокомандующего, даже если он отсутствовал. Всякая война начиналась с исполнения священных обрядов, произнесения магических формул, жертвоприношений и т.д. Еще во времена Республики консулы, командующие войсками, особым заклинанием посвящали себя подземным богам. Если они погибали, считалось, что жертва принята, в противном случае — что жертва отвергнута. Тогда производилось погребение длинной куклы, а консул навсегда лишался права приносить клятву богам. В каждом лагере справа от палатки полководца, в отдельной палатке устраивали авгурал — место, где производились птицегадания.

Роль религии для армии четко выражается в мысли Сенеки, заявившего, что самая прочная связь между солдатами это религия4. Императоры, выполняя функции жреца в армии, стремились продемонстрировать благоговейное почтение к богам и знамениям, что составляло основу официального консерватизма. Главнокомандующий в глазах солдат был наделен харизмой. В императорскую эпоху из поклонения солдат своему полководцу, которые выходили в отставку и пополняли сословие декурионов, в провинции вырастет культ императора.

Атрибуты понтификата и авгурата появились на монетах военных лидеров, начиная со времен Суллы. В период гражданских войн, предметы жреческого обихода изображались на монетах Цезаря, Кассия, Лентула, Брута, Лепида, Октавиана, Помпея Магна, Антония. Эти военные лидеры совершали ауспиции и авгурии перед боевыми действиями и были для своих солдат столько же жрецами, сколько военачальниками. В глазах солдат они выглядели представителями богов. На ряде денариев Помпея, Октавиана, Антония и др. рядом с портретом помещался в качестве дифферента литуус, смысловая нагрузка которого вполне очевидна. Авгурский жезл выражал знак военного лидерства и принадлежности к жречеству одновременно5. Литуус считался «славнейшим знаком авгурского достоинства», которым, согласно традиции, Ромул, а затем Атт Навий разметили границы и районы Рима6. На многих типах денариев Антония, Октавиана и других военных лидеров встречается аббревиатура AVG(ur), указывающая на чрезвычайную важность этой должности. На монетах периода короткого согласия Антония и Октавиана с указанием их должности триумвиров (III VIR • RPC •) первый сообщает о должности авгура, второй — понтификата. На африканских денариях 30—29 гг. до н.э. Октавиан, например, помещает легенду AVGVR • PONTIF •7.

Пытаясь связать свое правление с римской древностью и религией, с добродетелью pietas, а также укрепить свой культ харизматического вождя, сложившийся в среде легионеров и ветеранов, императоры Ранней и Поздней империи продолжают использовать данный монетный тип. Жреческие атрибуты (ковш для возлияний, патера, кропило, сосуды различной формы, литуус) изображаются на монетах до Карина включительно. Среди прочих этот тип чеканили: Веспасиан8, Адриан9, Антонин Пий, Марк Аврелий10, Каракалла, Гета, Александр Север, Максимин, Гордиан III, Филипп II, Геренниан, Валериан II, Салонин Галлиен, Тетрик Младший и др.11 (Илл. 29).

На наш взгляд, монеты с изображением предметов жреческого обихода способствовали пропаганде культа императора (жреца и военного лидера) среди легионеров.

Указание на понтификат присутствует и на монетах других типов. Во времена исторических катаклизмов выпуск монет с предметами жреческого обихода увеличивался. Одновременно увеличивался и выпуск монет с изображением военного лидера в одежде авгура. Так, например, в середине I в. до н.э. лидеры всех противоборствующих группировок выпускали монеты с изображением предметов жреческого обихода (Илл. 29). Этот тип чеканили Авл Гирций и Муссидий Лонг для Цезаря, сам Цезарь, Лентул для Кассия и Брута, Октавиан и другие. Кроме этого, Антоний на монетах военной чеканки изображал себя в одежде авгура с литуусом в руках12. Такое же обилие монет с изображением предметов жреческого обихода наблюдается и в чеканке ряда солдатских императоров и различных узурпаторов власти («тридцати тиранов») III в. Столь же часто встречается на монетах и указание на жреческую должность в титулатуре императоров I—III вв.

 

Атрибуты авгурата и понтификата на монетах Рис. 1 (Илл. 29)
Атрибуты авгурата и понтификата на монетах:
а — денарий Цезаря;
б — денарий Цезаря;
в — денарий Брута;
г — денарий Октавиана;
д — денарий Октавиана;
е — денарий Марка Аврелия.

 

Таким образом, этот тип был призван подчеркнуть pietas эмитента и его связь с религией как силой, объединяющей солдат и полководца. Естественно, что подобные выпуски носили пропагандистский характер; многие императоры такой добродетелью как pietas вряд ли обладали вообще: так, например, едва ли уместно говорить о pietas и религиозности Максимина Фракийца, на монетах которого изображаются предметы жреческого обихода и легенда pietas13, хотя ему как императору возможно и приходилось выполнять авгурские функции.

Культы священных знаков и орлов легионов

Военные знаки, к которым относились отличительные знаки легионов и их тактических подразделений — манипулы и когорты, у римлян считались священными, и утрата их была позором. К священным значкам относятся: орел легиона (aquila), сигна манипулы (signum), вексиллум конницы или небольшого пехотного подразделений (vexillum), лабарум (labarum), знамена парфянского или дакийского образца (draco-signum) и другие. Все эти боевые штандарты часто изображались на римских монетах в республиканский и императорский периоды14.

Каждый легион в римской армии имел своего орла, изготовленного из серебра или золота, который носился аквилифером. Кроме этого, значок полагался каждой манипуле, включавшей две когорты. В претории каждая когорта имела свой особый значок, на древке которого укреплялся медальон с поясным изображением императора; иногда приклеплялись и таблички с именем императора. Штандарты мелких конных и пехотных подразделений носились вексиллариями и сигниферами, знамена в виде драконов из окрашенной материи — драконариями15. Знаменосцы со священными значками в руках нередко изображались на монетах. Утрата вымпелов, как говорилось выше, считалось позором, поэтому в бою их стремились сохранить во что бы то ни стало16. В лагере значки когорт и манипулов, вымпелы кавалерийских отрядов и орлы легионов хранились составленными вместе на особой площадке рядом с алтарем и трибуналом.

Клятва, произносимая перед боевыми значками считалась священной и иногда использовалась в дипломатических переговорах17.

Штандарты римских легионов изображались на монетах, начиная со времен Республики. Они встречаются на денариях военной чеканки, битых в Галлии в конце II в. до н.э., на денариях времен Союзнической войны, в чеканке Августа, Клавдия, Нерона, Веспасиана, Домициана, Траяна, Адриана (на кистофорах и денариях) и многих других императоров. По случаю возвращения в Рим священных значков легионов, захваченных противниками, выпускались специальные коммеморативные монеты. Впервые они появились при Августе, когда Фраат IV, одержавший в 36 г. победу над Антонием, был вынужден в 20 г. возвратить Августу военнопленных и боевые значки, захваченные парфянами у армий Красса (53 г. до н.э.), Деция Саксы (40 г. до н.э.) и Антония (36 г. до н.э.). Эта крупная дипломатическая победа Августа была отмечена выпуском монет с легендой Signis receptis («Возвращенные знамена»). На денариях Луция Каниния Галла изображается парфянин, передающий знамя (Илл. 18д). Август выпустил также монеты в честь возвращения знамен из Испании и Галлии от далматинцев18. Все эти знамена император поместил в храме Марса Мстителя. На денариях этих лет изображались щит доблести между орлом и легионным значком с легендой по бокам щита — SPQR, внизу и сверху — SIGNIS RECEPTIS (Илл, 30а); круглый храм Марса Мстителя с легионным орлом внутри и легионными значками по бокам, легенда — MARVLT (Илл. ЗОв). Кроме этого, были эмиссированы тетрадрахмы: на одном типе изображалась арка, на которой помещена квадрига, в антаблементе арки надпись — SPR SIGNIS RECEPTIS; на другой — храм Марса Ультора с легионным знаменем в центре (Илл. ЗОг, д). На некоторых денариях изображалась обнаженная мужская фигура в шлеме с боевыми значками в руках; по бокам Signis receptis (Илл. 306).

 

Монеты Августа с изображением возвращенных знамен. Серия «Signis receptis» Рис. 2 (Илл. 30)
Монеты Августа с изображением возвращенных знамен. Серия «Signis receptis».

 

Священные боевые значки, возвращенные Августом, продолжают изображаться на монетах и после его смерти. В чеканке его преемников появляются монеты с изображением храма Августа и легендой IOVI • DEO • S • С • на аверсе aquila и signum, между которыми помещена надпись SIGNIS • RECEPTIS • SPQR • вокруг «щита доблести» на реверсе19.

Тема возвращенных значков вновь появляется на великолепных дупондиях Клавдия, посвященных факту возвращения последнего боевого штандарта римлян, захваченного германцами в битве в Тевтобургском лесу у Вара (9 г.). На их реверсе изображен Германик в доспехах и легенда SIGNIS RECEPTIS • DEVICTO • GERM • S • С •20. Этот тип был посвящен Клавдием своему брату Германику, триумф которого праздновался задолго до выхода данных монет — 26 мая 17 г. н.э. Годом раньше (16 г.) была освящена арка по случаю возвращения потерянных после гибели Вара значков, отбитых Германиком при верховном руководстве Тиберия21.

Священные значки на монетах часто выступают как атрибуты божеств и персонификаций или в качестве единственного изображения. Иногда они сопровождают изображения Фидес Милитум (Конкордии Милитум), солдат и даже императора. Так, на монетах Домициана изображается аквилифер в звериной шкуре на голове с легионным орлом в руке, стоящим между офицером и солдатом22. На монетах Максимина Фракийца, битых в 237 г., изображен сам император, стоящий между двумя штандартами римских легионов. На монетах Поздней империи штандарты фигурируют особенно часто (Илл. 79). На легионных монетах изображались значки конкретных подразделений.

Со времен Константина I (с 325 г.) вплоть до Присция Аттала на монетах появляются изображения лабарума — христианского знамени (vexillum), на материи или древке которого вместо прежних военных символов помещен крест или христограмма. Христограмма украшает и шлем Константина I на некоторых типах монет. На реверсе фоллиса, чеканенного в конце правления Константина I, изображен лабарум императора, стоящий на извивающейся змее с христограммой над ним . Эти монеты отражают растущую популярность христианства, прежде всего, среди солдат Константина I, заимствовавших христианскую символику от галлов, помещавших на с воих монетах и щитах (у галльских отрядов Константина) крест — символ Солнца. Христограмма вскоре стала общепринятой и изображалась на лабарумах и штандартах нового войска.

Итак, выпуски монет с изображением священных значков — орлов, вексиллумов, лабарумов и т.д. свидетельствуют об официальном характере культа римских боевых штандартов.

Культы гениев-покровителей легионов

Культы гениев-покровителей легионов, так же как и культы священных знаков, относятся к официальной религии армии и имеют чисто военный характер. В отношении культов священных штандартов можно так же утверждать, что отправление их носило общегосударственные масштабы, однако это не меняло их сущность как чисто военных культов. Гении-покровители легионов фигурируют в чеканке довольно редко, главным образом, в чеканке для оплаты войска. Примером такого типа монет является антониниан Траяна Деция24:

Л.с. Бюст императора вправо. IMP • C • M • Q • TRAIANVS DECIVS AVG •.
О.с. Гений иллирийского войска стоит влево, держит патеру и рог изобилия, справа воинский знак. GENIVS EXERC • ILLVRICIANL •.

Легенда «Гений иллирийской армии» говорит о военном характере чеканки данных монет. Деций был провозглашен императором войсками Паннонии и Мезии после его победы над готами и подавления восстания Марина Пакациана. Персонификации Дакии и Паннонии с воинскими знаками в руках часто фигурируют на ряде его монет. Деций был сенатором иллирийского происхождения; пытаясь серьезно укрепить престиж императорской власти, он объявил обязательным для всех участие в культе Гения императора. В типе гения иллирийского войска сливаются, очевидно, культ гения императора и культ гения-покровителя армии.

Монеты с изображением гения-покровителя армии чеканились также Галлиеном. В одном случае это женская фигура, коронующая императора, в сопровождении легенды — CONSERVATOR EXERC (хранитель войска), в другом — мужская фигура и надпись — GENIVS EXE (гений войска)25.

Культы dii militares

Вопрос о том, какие божества относятся к dii militares, остается нерешенным до сих пор. А. Домашевский относит к «военным божествам» все божества, которые изображались на боевых штандартах манипул, а так же тех, которым устанавливались алтари, скульптуры и жертвенники в святилищах лагерей рядом с орлом и священным знаком легиона. Таким образом, по мнению А. Домашевского, в эту категорию попадают все божества греко-римского пантеона, которые почитались воинами легионов26. Н. И. Соловьянов, ссылаясь на данные эпиграфики, относит к «военным божествам» Юпитера, Юнону Регину, Минерву, Викторию, Вулкана, Меркурия, Fatum divinitum. Кроме них, солдаты и офицеры оставили дедикации Сильвану, Диане, Аполлону, Асклепию, богувсаднику, Серапису, Изиде, Кибеле, Митре, Нептуну, Геркулесу и т.д, Культы некоторых из последних богов отправлялись воинам как демонстрация лояльности по отношению к правящей династии. Из единственной, известной пока надписи из Нижней Мезии следует, что «военные божества» бесспорно связаны с гениемпокровителем, Мужеством, священным знаком и орлом легиона27.

Мы можем с достаточной уверенностью отнести к «военным божествам» Виртус, Марса, Викторию и даже Тутелу, фигурирующих на солдатских медальонах из Паннонии28. На боевых значках укреплялись медальоны с рельефным изображением Марса, Минервы или Беллоны. Кроме этого, к dii militares можно добавить многие божества, изображавшиеся на монетах, которые выпускались во время войн для оплаты легионерам или в связи с празднованием победы.

Божества из круга dii militares весьма часто фигурируют в чеканке периода Империи, особенно, в те моменты, когда проводилась активная внешняя политика. Выбор божеств и олицетворенных понятий происходил не случайно, но в соответствии с моментом, современным выпуску монеты. Тип Марса связывается с военными предприятиями, тип Минервы — так же с боевыми действиями, тип Нептуна — с победами флота, тип Виктории — с одержанными победами и т.д. Эти «военные божества» составляют тип реверса, либо сопровождают императора во многих сценах, представленных на монетах и медальонах.

а) Виктория фигурирует на монетах республиканского и императорского периодов весьма часто и составляет тип триумфальных монет в чеканке практически всех императоров от Августа до правителей Византии. Она изображается как самостоятельный тип или в компаний императора. В чеканке последних Антонинов, ведущих Маркоманнские и Парфянскую войны, Виктория венчает императора, либо воздвигает трофей, пишет на щите и т.д. В позднеримской чеканке тип Виктории Августа становится одним из наиболее употребляемых типов реверса монет и медальонов. Даже христианские императоры использовали этот тип, несмотря на то, что алтарь Виктории как символ язычества был навсегда убран из сената еще при Грациане (382 г.). Аттал, захвативший власть на короткий срок (409—410 гг.), успел отчеканить массу монет с изображением Виктории вместо ставшей уже привычной христограммы. Виктория связывается с победами армии и императора. В дунайских провинциях были созданы даже особые коллегии, обязанные почитать Викторию и прославлять военные победы императоров, носившие достаточно широкий общественный характер, так как для этих провинций победы, одерживаемые над соседними племенами, были событиями огромного значения. От силы римского оружия и политики императора зависило спокойствие дунайских провинций29. Императоры, ведущие войны в дунайских провинциях, не случайно чеканят массу монет с изображением Виктории.

Эти типы, популяризирующие победы императора и армии удивительно близко перекликаются с другими средствами пропаганды — глиптикой и рельефами на керамических формах для выпечки хлеба, предназначавшихся для жертвоприношений и раздач народу по случаю праздников. Мы видим здесь знакомый мотив: Виктория увенчивает Марка Аврелия30. Этот тип керамической формы имеет и нумизматические параллели. Аналогичный мотив встречается на монетах и геммах Константина I. Изображение Виктории изредка сопровождается эпитетом «Вечная» (Aeternae) — например, на монетах Гордиана III.

б) Из других популярных боговпокровителей военного дела, чье имя часто фигурирует в солдатских дедикациях, широкое распространение в чеканке получил тип идущего Марса. Чаще всего, Марс представлен в виде могучего обнаженного мужчины в шлеме, идущего вправо. В правой руке Марс держит копье, на левом плече — трофей или штандарт с орлом (Илл. XII). Таким предстает Марс в чеканке Веспасиана, Тита, Адриана, Траяна, Антонина Пия, Марка Аврелия, Коммода, Северов, Гордиана III, Аврелиана, Проба и т.д.

Имя Марса на монетах иногда сопровождалось эпитетом: «Умиротворитель» — на денариях Коммода, что связано с окончанием Маркоманнских войн; «Победитель» (Victor) — на антонинианах Каракаллы31; «Защитник» (Propugnator) — на антонинианах Гордиана III32; «Непобедимый» (Invictus) — на монетах Аврелиана33. Подобные эпитеты начинают сопровождать его имя с III в., на монетах I—II вв. они, как правило отсутствуют. На монетах Августа имя Марса имеет эпитет «Мститель» (Ultor).

Тип Марса появляется в императорской чеканке как свидетельство активных боевых действий. Этот монетный тип пользовался необыкновенной популярностью у ряда варварских племен и вызвал массу подражаний в племенной чеканке. Прототипом для «варварских» подражаний служили, в основном, денарии Марка Аврелия. Готы и, возможно, сарматоаланы чеканили подобный тип. Популярность изображения Марса или идущего воина с копьем была естественной среди местного воинственного населения34.

Монеты с типом Марса свидетельствуют о том, что в императорский период ему приписывались прежде всего функции военного бога. С военными функциями Марса были связаны посвященные ему щиты и символизирующее его копье, двигаемое полководцем, отправлявшимся на войну со словами «Марс, бди!», военные пляски его жрецовсалиев, посвященные ему праздники люстрации оружия и музыкальных инструментов, жертвоприношение ему коня и т.д. Одновременно, как убедительно показала Е. М. Штаерман, Марс выполнял и функцию аграрного бога35. Однако подобные нумизматические свидетельства нам не известны; на монетах Республики и Империи Марс всегда предстает военным богом.

в) К божествам круга dii militares можно отнести и Виртуту или Виртус, римскую персонификацию мужественности. Культ Virtus так же относится к официальной религии армии, но военные функции в нем были неразделимо связаны с общегосударственными функциями. Виртус изображалась часто на монетах, битых в то время, когда Империя вела войны, например, в серии монет Траяна с титулом «Парфянский». Виртус встречается в чеканке императо ров начиная с Гальбы в виде амазонки с копьем, мечом и щитом. На монетах Траяна Виртус предстает в шлеме и военной одежде, с копьем и коротким мечом, левой ногой опираясь на шлем36. Часто используют подобный тип последние Антонины. На монетах Гордиана III Виртус Августа изображена в виде мужской фигуры, держащей лавровую ветвь и копье, со щитом лежащим у ног. В данном случае культ Виртус несомненно связывается с императором, что характерно для теологии императорского культа III—V вв.: Виртус является основной добродетелью императора, благодаря которой наступает «золотой век».

Иногда Виртус сопровождает изображение императора, что мы уже видели выше на медальонах Антонина Пия, посвященных победе над племенем мавров, на которых император предстает в компании Виртус и Виктории — dii militares.

г) Минерва, богиня войны, почиталась как военное божество и покровительница императора. Она изображалась в виде женщины в шлеме, стоящей в полный рост с копьем в правой руке и различными атрибутами в левой: щитом, Викторией, молниями и т.д. Минерва предстает иногда идущей вправо, либо стоящей (на некоторых монетах — на проре). На отдельных типах Минерва держит в руке сову по аналогии с АфинойПалладой38. Наиболее часто это военное божество фигурирует в чеканке всех лет правления Домициана, составляя один из самых распространенных типов его монет. Часто встречается она и на монетах Марка Аврелия и Луция Вера, Аврелиана, Проба, Галлиена в десятках различных иконографических вариантов. Минерва и Вулкан предстают вместе, символизируя римское оружие, на медальонах Антонина Пия, посвященных празднованию победы над Британией39.

Культы других боговпокровителей военного дела, императора и богов Отечества

Военные функции в этих культах были неразделимо связаны с их общегосударственными функциями. Воины отправляли такие культы не только изза стремления поставить себя под покровительство какоголибо божества, которое могло бы им помочь переносить тяготы военной службы, но и как демонстрацию лояльности по отношению к Отечеству и правящей династии40. Это культы гения и покровителей императора, Юпитера, Юноны, Геракла, Виртус, Дианы, Нептуна, Аполлона и т.д., а также восточные культы, отправлявшиеся военно-бюрократической верхушкой и правящим домом — Сераписа и Изиды, Кибелы, Митры, Гермеса и т.д. Все эти божества фигурируют в императорской чеканке, в том числе и на монетах, изображения и лозунги которых были ориентированы на римскую армию или были связаны с проведением военных действий.

Культ Геракла получил широкое распространение в римской армии, о чем свидетельствуют многочисленные находки мелкой пластики — мраморных и терракотовых скульптур этого бога в местах военных лагерей, а также часто встречающиеся дедикации легионеров и ветеранов, посвященные ему. Особенный подъем этот культ испытал при Антонинах и Северах, включивших Геракла в число официальных покровителей императорского дома. Как отмечалось рядом исследователей, Геракл играл огромную роль в официальной идеологии римской армии41.

Огромная серия медальонов-ассов Антонина Пия, выпускавшихся в 140—144 гг. и 155 г., посвящена Геркулесу. Геркулес предстает во всех видах: в саду Гесперид; у пещеры Кака; венчаемый Викторией; у жертвенника; сидящий на шкуре льва, покрывающей скалу, с дубиной в руках42 и т.д. Геркулес как символ героя-императора, чья virtus спасает и восстанавливает мир, изображается на монетах Луция Вера из серии «Armenia capta», а также на монетах Коммода. Последний сам часто предстает на монетах в виде этого бога с рогом изобилия, яблоком Гесперид, с легендами, подчеркивающими pietas императора. Этим самым, по мнению Е. М. Штаерман, как бы возрождалась идея архаического сакрального царя, близкая солдатам-варварам, набиравшимся из племен с Рейна, Дуная, из Фракии и Британии, о чем уже говорилось выше. На реверсе медальона 192 г. изображен Коммод-Геркулес с калидонским вепрем и немейским львом43. На одном из типов ауреса Коммод-Геркулес держит дубину в левой руке, правой пожимает руку Африке, одетой в львиную шкуру, у ног которой лежит лев44, Геракл фигурирует и на монетах «солдатских» императоров, а также в чеканке Карина, Максимина Геркулия, Диоклетиана. Ярким примером подобного типа служит медальон Геркулия с изображением портрета императора в львиной шкуре на голове на аверсе и фигурой в виде обнаженного Геркулеса, венчаемого Викторией. Геракла, опирающегося на дубину, мы видим на антонинианах Гордиана III45, монетах Галлиена, ауреусах Карина46 и др. — везде с легендой Virtuti Augusti (Virtus Aug.), так же как и на медальонах Геркулия. Эта легенда указывает на возвращение к культу добродетелей императора и солдат, среди которых Мужество (Virtus) занимало одно из первых мест. Геркулес и Виртус были связаны между собой еще с глубокой древности: Геркулес вознесся на небо благодаря своим заслугам, туда же попадали и души людей, обладавших такой добродетелью как Виртус, считавшиеся бессмертными. На одном из медальонов Максимиана Геркулия и Диоклетиана соправителей венчают Геркулес и Юпитер, культ которого занимал первое место среди остальных культов, отправляемых воинами (Илл. XVI).

Нам бы хотелось остановиться на адрианопольском медальоне времен Гордиана III, довольно часто привлекавшем к себе внимание исследователей47. На аверсе его изображен Гордиан, на реверсе — Зодиакальный круг, в котором воспроизведены все двенадцать подвигов Геракла. В центре круга — сам Геракл в позе Фарнезе, отдыхающий после своих трудов. За спиной героя — лань, кормящая младенца, возможно, сына Геракла — Телефа. По мнению исследователей Геракл несомненно символизирует светлое солнечное начало. Принимая эту посылку, тем не менее, нам бы хотелось напомнить, что с 242 г. на Востоке находились войска Гордиана III, ведущего борьбу с персидским царем Сапором. Они двигались через Дунай, преследуя дакийское племя карпов, опустошавших провинцию Мезию. Армия проходила через Мезию и соседнюю Фракию, в которой и находился Адрианополь, выпустивший медальон явно донативного характера (уникальность его и необычность многократно отмечались). Культ местного значения совпал в данном случае с императорским культом Геркулеса, весьма распространенным в римской армии, расквартированной в Нижней Мезии и Фракии. Этот культ имел место не только при Гордиане, но и вообще в I—III вв. Известно, что в этих провинциях действовали 12 легионов, три флотилии, 56 частей вспомогательных войск, по данным Н.И.Соловьянова48, который в специальной статье рассматривает культы в этих войсках. Соловьянов подчеркивает большую популярность культа Геркулеса среди воинов, который выступал в дедикациях как в чисто римском аспекте непобедимого и заздравного божества, так и в греческом варианте. Присоединяясь к мнению Г. А. Кошеленко, рассматривающего Геркулеса как покровителя «цивилизаторской» роли римлян и римской армии, Соловьянов считает, что в Нижней Мезии и Фракии гражданское население почитало Геркулеса в том же аристократическом варианте, что и в армии, и связывает проникновение культа Геркулеса на территорию провинций в императорскую эпоху с римскими легионами, дислоцированными в них. Культ Геракла существовал, конечно во фракийских городах и ранее, но именно во II—III вв. ими было выпущено наибольшее количество монет-медальонов с изображением этого героя. Принимая во внимание выводы Соловьянова и Кошеленко, мы рассматриваем выпуск адрианопольского медальона именно как демонстрацию верноподданнических чувств, связанную с присутствием императора и его войск, в которых данный культ имел широкое распространение, оказавшее влияние на идеологию местного населения.

Хранителем императора выступают также Юпитер, Юнона, Минерва, Нептун, Аполлон, Юпитер Хранитель (Conservator, Stator) изображался на монетах Коммода и Гордиана III с пучком молний в руках, стоящим над маленькой фигурой императора, держащего Викторию. Этот тип в чеканке Коммода был посвящен окончанию Маркоманнских войн. Юпитеру Освободителю (Sospitator) посвящены монеты первых Северов, что знаменовало освобождение от опасности гражданских войн. На монетах Галлиена предстают Юпитер Восходящий (Exoriens) и Юпитер Растущий (Crescens)49. На монетах Проба, ведущего войну с варварами, Юпитер Победитель (Victor) передает императору земной шар. Юпитер Хранитель (Conservator) с викториолой, копьем и орлом фигурирует и в медной чеканке Константина I и его сыновей. Юпитер Custos изображен на монетах Тита.

Юнона Регина (Iunona Regina) появляется на антонинианах Этрусциллы, жены Траяна Деция50. Среди божеств женского рода, изображавшихся на монетах жен других императоров, встречаются и те, культы которых так или иначе связаны с римской армией. Так, например, Венера Победоносная (Venera Victrix) с шлемом и Викторией в руках, изображенная на монетах Цезаря, Тита, Фаустины Младшей и Луциллы51, несомненно фигурирует в данных типах в военном аспекте. Явно в военном аспекте предстает и Кибела на посмертных монетах Фаустины Младшей с надписью «Матерь лагерей» (Matri Castrorum). Кибела в колеснице, появляющаяся перед Антонином Пием, изображена в серии ассов, посвященных коммеморации победы над Британией52.

Традиция изображения божеств-покровителей впервые появляется на монетах частных императоров, чеканивших деньги для своих армий во время гражданских войн. На монетах Цезаря, битых для легионеров в Галлии, помещалась Венера; на монетах Октавиана 32—27 гг. до н.э. — Венера, Марс, Нептун и Аполлон53; на монетах Секста Помпея — Нептун.

Культ Нептуна широко почитался воинами флота, одновременно этот бог часто предстает в числе других божеств-хранителей императора или полководца. Нептун изображался, например, на монетах Агриппы, чеканенных триумвиром Сульпицием Платорином, что было связано с морскими победами этого выдающегося полководца, награжденного corona muralis и corona rostralis. Аналогичный тип асса имеется и в чеканке Калигулы, предпринявшего декоративный поход в Германию в 39 г. во главе армии в 250 тысяч человек54. Серьезных морских операций не было проведено, тем не менее, в Рим было отправлено донесение о захвате Британии, а также морские раковины, которые Калигула заставил собирать солдат. Эта «добыча Океана» была отослана в храмы Юпитера Капитолийского и Аполлона Палатинского55. Нептун, изображенный на монетах Калигулы (Илл. VIII), предстает еще одним покровителем императора и, естественно, его флота (известно, что триремы, на которых Калигула выходил в Океан, были отправлены для триумфа в Рим сухим путем56).

Нептун с трезубцем изображался также на кистофорах Адриана, на монетах Коммода — среди гребцов на галерах. Как хранитель императора Нептун выступает среди массы других богов (Геракла, Меркурия, Либера, Юпитера, Минервы, Марса, Весты, Цереры, Гения императора и т.д.), изображавшихся в чеканке Галлиена, Аврелиана и других императоров. Тип Нептуна входил в триумфальную серию ассов Антонина Пия57.

Военные функции могли иметь и другие боги-покровители Отечества и правящей династии, среди них — восточные божества (Серапис, Изида, Митра, даже Гермес). Эти культы, нашедшие отражение на монетах II—III вв. были внесены в римскую армию служившими в ней выходцами из восточных провинций Империи — Вифинии, Каппадокии, Сирии, Палестины, Иудеи, Египта» С другой стороны, многие императоры связывали свои военные победы с покровительством восточных божеств. Выбор их в качестве монетных типов не был случайным. Кибела впервые появляется на кистофорах Адриана, затем на монетах Антонина Пия. Серапис и Изида, олицетворяющие Адриана и Сабину, изображены на монетах, чеканенных по случаю прибытия императора в Александрию58 для подавления беспорядков. На монетах Антонина Пия впервые появляются Аттис. Серапис, Изида и Виктория как покровители императора и dii militares сопровождают Коммода на одном из типов ауреуса59.

В чеканке Марка Аврелия периода Маркоманнских войн отражаются довольно редкие культы, распространенные среди высшего руководства римской армии. На монетах 173 г., выпущенных по случаю победы над квадами, изображается даже Гермес и его храм, специально построенный в Риме императором после победы. Согласно рассказу Диона Кассия, благодаря молитвам жреца Гермеса Эрия, по имени Арфунис, находившегося в разгар битвы в свите императора, этот бог спас погибавшие от жажды римские легионы чудесным дождем60.

На монетах Северов из восточных богов изображались Серапис и Изида, на монетах Юлии Домны — Юнона Целестис и Кибела. Серапис фигурирует и в чеканке Галлиена61.

Таким образом, среди огромного количества богов, изображавшихся на монетах Империи, встречаются и те, культы которых носили официальный характер в римской армии. Геркулес, Марс и Юпитер, имена которых на монетах сопровождались эпитетом Invictus, были богами не астральными и не ориентализированными, но военными богами, в частности (кроме этого, они выступали как борцы со злом или имели отношение ко времени62). Юпитер, в особенности, олицетворял военную мощь Рима. Магистраты отправлялись к войску в провинции только после жертвоприношений в храме Юпитера Сильнейшего и Величайшего. Даже военный триумф был частью культа этого бога. Вот почему Юпитер так часто фигурирует на монетах с изображением сцен триумфа. Марс, Юпитер, Геракл Победитель, Фортуна, Рома с трофеем, крылатые Виктории изображались не только на монетах, но и в керамических клеймах на кирпичах III в.63 Что касается восточных богов, то они появляются на монетах как покровители императоров и гаранты их военных успехов.

Локальные и неофициальные культы римской армии

По мнению ряда исследователей, к разделу неофициальных относятся культы, проникновение которых в армию связано с этническим происхождением солдат; культы, связанные с религиозной жизнью региона, в котором дислоцировалась та или иная армия; культы, отправление которых определялось географическим характером местности, где служили легионеры — культы божеств лесов, рек, гор и т.д.64

Рассмотрим несколько примеров достаточно редких типов монет, отразивших культы римской армии, относящиеся к разряду неофициальных.

В военной чеканке рубежа Республики и Империи представлены некоторые культы, поклонение которым определялось контактами легионеров с населением провинции, где они несли службу. Так, видимо не случайно в военной чеканке Октавиана в Африке появился тип Юпитера-Аммона. Эти монеты были выпущены Луцием Пинарием Скарпом в 30—29 гг. до н.э. в Киренаике и предназначались для оплаты легионеров Октавиана. На их аверсе изображался Юпитер-Аммон и легенда AVGVR • PONTIF • L • PINARTVS • SCARPVS на реверсе — Виктория на шаре и надпись IMP • CAESAR • DIVI • F •65. Пинарий стоял во главе африканских войск Антония в Кирене и получил от него приказ привести легионы в Парэтоний, однако перешел на сторону Октавиана и передал вверенные ему войска и провинцию наместнику последнего в Африке — Корнелию Галлу. Оракульный культ Аммона, центр которого находился в Ливийской пустыне, в оазисе Сива, возможно был идентичен египетскому культу Амона, который у римлян ассоциировался с Юпитером. С культом Амона римляне познакомились еще во время посещения Египта Цезарем. Вероятно, культ Юпитера-Аммона был достаточно популярен среди солдат четырех легионов, которыми командовал Луций Пинарий Скарп, а также в войсках Корнелия Галла. Изображение Виктории и легенда с титулами Октавиана свидетельствуют о том, что эти монеты выпускались для африканских контингентов после Актийской победы преемниками Цезаря.

Из других африканских божеств, изображавшихся на монетах, чеканенных для римских войск, был Баал-Хамон на золотых денариях Клодия Альбина, претендовавшего на императорский трон в 196—197 г. н.э. и происходившего из города Хадрумета, монеты которого в эпоху Августа чеканились с изображением Баал-Хамона. На монетах Альбина давалось погрудное изображение бога. Баал-Хамон ассоциировался у римлян, очевидно, не с Юпитером-Аммоном, но с Сатурном66. Монеты с изображением Баал-Хамона чеканились Клодием Альбином для войск Британии, Галлии и Испании. Возможно какая-то часть воинов отправляла культ этого божества, избранного Альбином в свои покровители.

Среди легионеров, служивших в Малой Азии в середине—конце II в. н.э. имел распространение любопытный туземный культ Гликона — существа с человеческой головой и телом змеи, который был оракулом пророка Александра из Абунотейха в Пафлагонии. Культ Гликона был распространен так же и в Верхней Мезии, Греции, Дакии. Известно несколько находок статуэток Гликона, в том числе найденных в районе лагеря XIII легиона в Альба Юлии, причем воины — дедиканты, судя по надписям, были выходцами из Галатии и Вифинии. Гликон часто фигурирует на монетах Ионополиса (Абунотейх) от Антонина Пия до Требониана Галла, на монетах Никомедии чеканки Каракаллы и Максимина, Пергама — Марка Антония, Каллатиса (в Мезии) — Септимия Севера, Тиэйона (в Вифинии) — Антонина Пия, Гангры (в Пафлагонии) — Юлии Домны и т.д. Культ Гликона был тесно связан с культом Фортуны, так же имевшим широкое распространение среди солдат. В военном аспекте Фортуна фигурирует на монетах с эпитетом «Victrix». Эти культы отправлялись и в Херсонесе, который укрепил свои связи с южнопонтийскими городами, благодаря присутствию в нем римского гарнизона, способствовавшему стабилизации военно-политической обстановки вокруг города67. Эти контакты с местным населением и происхождение самих легионеров из Малой Азии влияли на распространение локальных культов в римской армии. В свою очередь, римское влияние на полисы сказывается в появлении на их монетах изображений тех божеств, культы которых были популярны среди легионеров. На монетах Херсонеса, например, в начале III в. н.э. изображаются Асклепий и Гигиея, пользовавшиеся особым почетом у римских легионеров, что справедливо подметил В. А. Анохин68. Культ Асклепия, кстати, был широко распространен среди воинов фракийского происхождения, которые несли службу в Нижней Мезии69. Во II—III вв. проводилась передислокация нижнемезийский войск, и отдельные вексилляции V Македонского и других легионов пополняют римский гарнизон в Херсонесе. Проникновение культа Асклепия в среду воинов римских гарнизонов нашло отражение в местной городской чеканке.

В дунайских армиях вообще служило множество воинов фракийского, греческого, малоазийского, германского, кельтиберского, а позже — готского, франкского, сарматского и пр. происхождения. Естественно, туземные культы были широко распространены среди этой группы легионеров, а через них — и среди остальных солдат, несших службу в Иллирии, Дакии, Паннонии, Мезии. Е. М. Штаерман, исследуя культы, отправляемые в частях equites singulares (отборной конницы), стоявших в Риме, также отмечала живучесть туземных культов в солдатской среде70. В чеканке II—III вв. наряду с римскими богами фигурируют и туземные. Некоторые из них проникают в римский пантеон, благодаря контактам легионеров с местным населением. Так, например, на монетах Траяна, битых во время или сразу же после Второй Дакийской войны, изображается божество с серпом и ветвью в руках — величайшее местное божество лесов Иллирии, ассоциируемое с римским Сильваном, культ которого был чрезвычайно широко распространен в Империи среди простого народа (включая солдат). Сильван не имел официального культа, поэтому его почитание в значительной степени свидетельствует об истинном мировоззрении воинов71. Маттингли считал, что в этом типе нашла символическое выражение забота Траяна о безопасности и развитии римских Балкан, составлявшая главный предмет его дакийской политики72.

Из культов, поклонение которым определялось географическим характером местности, где несли службу легионеры, кроме упомянутого выше иллирийского божества лесов, можно назвать также речных богов, почитаемых за значение рек для плодородия страны. На римских монетах они изображались в виде женских или мужских фигур. К нашей теме из подобных типов имеют отношение монеты с изображением Данубия, появившиеся после I Дакийской войны. Так, на сестерциях, битых в 103—111 гг. Данубий изображался в виде лежащей женской фигуры (тип «DACIA САРТА»), либо — мужской фигуры с венком из водорослей, опирающейся на сосуд из которого течет вода. Эти типы показывают, как туземный культ отразился в военной чеканке Траяна.

***

Таким образом, монеты, чеканенные во время войн для коммеморации победы и оплаты легионеров, отражают религиозную жизнь римской армии. Следующая таблица содержит примеры типов реверса монет ряда эмитентов, на которых представлены военные божества, боги-покровители военного дела, Отечества и самого эмитента (военного лидера, императора и т.д.), а также предметы жреческого обихода, знамена легионов, гении-покровители легионов. Необходимо отметить, что в раздел «Покровители лидера армии, императора и Отечества» из огромного набора богов-покровителей, изображаемых на монетах, включены только те, которые фигурируют в чеканке военного времени или в послевоенных триумфальных выпусках.

Примечания:

Ссылки на авторов жизнеописаний августов даны по кн.: Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана / Пер. С. Н. Кондратьева; под ред. А. И. Доватура — М.: Наука, 1992. — 384 с.

[1] Подробный обзор литературы о религиозной жизни римской армии см. в работе Н. И. Соловьянова О культах римской армии в Нижней Мезии и Фракии в 1—III вв. н.э. С. 46—47.
[2] См. Абрамзон М. Г. Культы римской армии и их отражение в монетной чеканке периода Империи // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорск: МГПИ, 1994. Вып. I. С. 78—84.
[3] Соловьянов К. И. Op. cit. С. 5 0.
[4] Seneca. Epistul. 95, 35.
[5] Sutherland С. Н. The cistofori of Augustus. London, 197 0. P. 96.
[6] Cicero. De devin. 1.1.
[7] Mattingly H., Sydenham E. Roman imperial coinage. P. 44.
[8] Mattingly H. CREBM. II. №64.
[9] Mattingly H. CREBM. III. №453.
[10] Mattingly H. CREBM. IV. №277.
[11] Mattingly H. CREBM. III. P. xl—xlii.
[12] Машхин Н. A. Op. см. Табл. I, №5, 6, 13, 14; Табл. IV, №3; Табл. II, №1, 8.
[13] Казаманова Л. Н. Op. см. Табл. XXXIII, 12.
[14] Fengler H., GierowG., UngerW. Op. cit. PP. 245, 250, 453.
[15] Vegrefi. Epit. il. 7. 13.
[16] Тацит описывает, например, подвиг центуриона первой пилы седьмого легиона, созданного Гальбой, Атилия Вера, спасшего легионный значок (Hist. III. 22). Согласно традиции, примипилярий (центурион первой пилы) отвечал за сохранность легионного орла.
[17] Такую клятву дал, например, армянам Цезений Пэт, командовавший во время войны в Армении при Нероне IV, XII, Vлегионами и вспомогательными войсками (Гас Ann. 15. 16).
[18] Этот факт отражают Res gestae divi Аug 29: «1 Многочисленные знамена, утраченные другими вождями, победив врагов, я возвратил из Испании и Галлии от далматинцев. 2. Парфян трех римских войск доспехи и знамена отдать мне и, умоляя просить о дружбе римского народа, я принудил. А эти знамена в святилище, которое в храме Марса Мстителя, я, возвратив, поместил.»
[19] Mattingly K., Sydenham E. Op. cit. P. 93.
[20] ReglingK. Op. cit. №875.
[21] Tac. Ann. II. 41.
[22] Mattingly K. CREBM. II, PL 73,3.
[23] FenglerK, Gierow G., Unger W. Op. cit. P. 245.
[24] Cohen К. Op. cit, V, 64.
[25] Cohen H. Op. cit. V. №304, №141.
[26] Domaszevski A. Die Religion des romischen Heeres / AVestdeutsche Zeitschrift fur Geschichte und Kunst. XIV. 1895.
[27] Соловьянов Н. И. Op. cit. C. 50—60.
[28] Штаерман Е. М. Ор. cit. C. 286.
[29] Колосовская Ю. К. Паннония… С. 186—188.
[30] Ibidem.
[31] Пиоро И. С., Герцен А. Г. Клад антонинианов из с. Долинное Крымской облаСТИ // НС 5, 1974. С. 84. №1.
[32] Cohen H. Op. cit. V, 155.
[33] Штаерман Е. М. Op. cit С. 291.
[34] Казаманова Л. Н. Op. cit. С. 97.
[35] Штаерман Е. М. Ор. cit. С. 66.
[36] Mattingly H. CREBM. III. №233.
[37] Cohen H. Op. cit. V, 388.
[38] Mattingly H. CREBM. IV. №837.
[39] Mattingly H. CREBM. IV. P. xciv—xcvi.
[40] Соловьянов Н. И. Op. cit. C. 60.
[41] Кошеленко H. A. Op. cit. C. 187; Соловьянов H. И Op. cit. C. 52—53.
[42] Mattingly H. CREBM. IV. P. xciv.
[43] Fengler H., Gierow G., Unger W. Op. cit. P. 186.
[44] Mattingly H. CREBM. IV. PI. 100 r. 7.
[45] Cohen H. Op. cit., V, 404.
[46] Казаманова А. Н. Op. cit. Табл. XXXIV, 5.
[47] Зограф А. Н. Op. cit. T6. XXV, 6 ; Дюков Ю. А. Греческие монеты с изображением Зодиакального круга // Краткие тезисы докладов… С. 15—16.
[48] Соловьянов Н. И. Op. cit. С. 47—53.
[49] Штаерман Е. М. Op. cit. С. 287—288.
[50] Cohen H. Op. cit., V, 14.
[51] Mattingfy H. CREBM. IV. №162; Item. II. PI. 44, 15; №9; №353.
[52] Mattingfy H. CREBM. IV. P. xciv.
[53] Sutherland С. Н. Octavian’s gold and silver coinage from 32 to 27 B.C. P. 147—149.
[54] Dio Cassius, L, 59.
[55] Suet Calig. 44. 46.
[56] Ibidem, 47.
[57] Mattingly H. CREBM. IV. P. xciv.
[58] Mattingly H. CREBM. III. P. clxxii.
[59] Mattingly H. CREBM. IV. PL 99, 15.
[60] Колосовская Ю. К. Паннония в I—III веках. С. 222.
[61] Штаерман Е. М. Op. cit. С. 287—289.
[62] Ibidem, С. 270.
[63] Ibidem, С. 292—293.
[64] Соловьянов Н. A. Op. cit. С. 60.
[65] Mattingfy K., Sydenham E. Roman Imperial coinage. P. 44.
[66] Аипиньски Э. Пантеон Карфагена // ВДИ. 1992. №3. С. 41—42.
[67] Зубарь В. М., Трейстер М. Ю. Золотой медальон с изображением Фортуны и Гликона из некрополя Херсонеса // ВДИ. 1991. №3. С. 76—84.
[68] Анохин В. A. Op. cit., C. 91.
[69] Соловьянов Н. И. Op. cit., С. 54—55.
[70] Штаерман Е. М. Ор. cit., С. 299.
[71] Соловьянов К. И. Op. cit., С. 54.
[72] Mattingly K. CREBM. IV. P. xcix.

Источник:

Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи. «Магнитогорское полиграфпредприятие». Москва, 1995.

 
© 2006 – 2019 Проект «Римская Слава»