Римская Слава - Военное искусство античности
Новости    Форум    Ссылки    Партнеры    Источники    О правах    О проекте  
 

Боевые правила для военно-тактических мероприятий исторических клубов

Боевые правила для военно-тактических мероприятий неформального объединения клубов, занимающихся Античными Веками.

Суть данных правил — соблюдение максимально возможной реалистичности при минимальном травматизме. За основу взяты положения правил ассоциации «Гардарика» ,а так же некоторые положения изложенные Сергеем Уколовым. Правила дополнили господа Аджантис, pivus, maitre Renard, Leverlin. В обсуждении принимали участие реконструкторы из исторических клубов «Legio V Macedonica» и «Cohors II Mattiacorum (equitata)».

Правила обсуждены, дополнены и закреплены на форуме «Римская Слава».

Редакция от 18 января 2008 г.
 

1. Общие положения

1.1. Использование приемов рукопашного боя запрещено! Допускаются только перехваты руки за предплечье (ниже локтя, но выше запястья).

1.2. Удар — засчитывается как поражающий амплитудный, скоростной удар, нанесенный рабочей частью оружия.

1.3. Поражение себя и товарища по команде засчитываются. Засчитываются удары нанесённые: рубящие — лезвием и с замаха, колющие — остриём с выпада или от корпуса. Убедительная просьба: пожалейте своих товарищей и сдерживайте удар.

1.4. Запрещены: приемы рукопашного боя, удары кромкой щита, гардой и эфесом, удары в лицо. Все это может привести к дисквалификации с мероприятия.

1.5. Лица, прибывающие в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также посталкогольного или постнаркотического синдрома к участию в боевых действиях не допускаются.

1.6. Всё оружие, предполагаемое к задействованию в боевых действиях, должно соответствовать разработанным критериям. В случае обнаружения во время боевых действий оружия, несоответствующего критериям, владелец оружия отстраняется от дальнейшего участия.

1.7. За несоблюдение вышеозначенных правил, полную ответственность несут руководители клубов, участники которых принимают участие в боевых действиях.

2. Поражаемая зона

2.1. Поражаемая зона – полная, за исключением лица, паха, шеи, подмышечных впадин, ступней ног и кистей рук. При ударе в не поражаемую зону, повлекшем нанесение травмы противнику, ударивший, автоматически теряет все хиты и становится “трупом”. При грубом преднамеренном нарушении могут последовать более суровые действия – вплоть до выдворения с мероприятия.

3. Возраст участников

3.1. К непосредственному участию в боевых действиях допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста и находящиеся в адекватном физическом состоянии.

3.2. К опосредованному участию в боевых действиях допускаются лица, достигшие 14-летнего возраста. Под опосредованным участием понимается выполнение роли знаменосцев, музыкантов, носильщиков и т.п.

4. Предметы наступательного вооружения

4.1. Все предметы наступательного вооружения предполагаемые к использованию в боевых действиях должны максимально соответствовать своим историческим аналогам, как по форме, так и по материалу, за исключением таких параметров как режущие и рубящие лезвия и колющие острия.

4.2. Для участия в боевых действиях допускаются следующие категории вооружения:
4.2.1. Клинковое оружие: гладиус, спата, кинжал — у римлян; кельтские и германские прямые мечи с длиной клинка от 55 до 90 см., фальката испанская, gladius hispaniensis, гоплитский меч, копис, кинжал — у противников Рима.
4.2.2. Древковое оружие: дротик, пилум, копье-гаста — у римлян; дротик, копье греческого фалангита длиной от 2,3 до 3 м, сарисса длиной до 5,4 м, копье варваров длиной 1,6-2,6 м, германская фрама длиной ок. 1,5 м — у врагов Рима.
4.2.3. Метательное оружие: праща, дротик, лук, греческий самострел, действующие модели осадного метательного оружия (скорпион, баллиста, катапульта и т. д.).
4.2.4. Дробящее оружие: топор, а так же секира — для греков и вспомогательных частей римлян.
4.2.5. Не допускается: оружие Дальнего Востока, Индии, Индонезии, Японии, обеих Америк и иных народов, не граничивших с Римом и не ведших войн с Римом, оружие Средневековья и позднего Средневековья (оружие Темных веков — по предварительной договоренности с организаторами мероприятия).

4.3. Общие защитные требования к предметам вооружения:
4.3.1. Всё клинковое оружие должно иметь грань лезвия 1,5 – 2,5 мм, и не должно иметь заостренного колющего острия. Кончик клинка должен иметь радиус скругления не менее 5мм. Вес – от 1,0 кг до 1,5 кг.
4.3.2. Фаска топоров должна составлять не менее 2 мм.
4.3.3. Наконечники копий, как метательных (в том числе сулицы, пилумы и т.п.) так и обычных, вместо наконечников должны быть снабжены кожаными набивными «гуманизаторами».
4.3.4. Дротик — тонкая палка 1,5 м д=2 см (черенок грабель) + гуманизатор.
4.3.5. Копье, пилум — толстая палка 1,5-1.8 м д=3-3,5 см (длинная лопата) + гуманизатор.
Пилум так же должен иметь красную суконную или льняную ленту, для того, чтобы его сразу можно было идентифицировать.
4.3.6. Наконечники стрел должны быть изготовлены из мягких органических материалов (кожа, войлок, материя), и иметь диаметр торца не менее 2,5 см.
4.3.7. Камни для пращи – покрашенные в черное теннисные мячи.

5. Предметы защитного вооружения

5.1. Все предметы защитного вооружения предполагаемые к использованию в боевых действиях должны максимально соответствовать своим историческим аналогам, как по форме, так и по материалу.

5.2. Допускается ношение под одеждой или доспехом скрытых защитных приспособлений (щитков, наколенников, налокотников и т.п.).

5.3. Защитное вооружение добавляет участнику защитные единицы, в то время как скрытые защитные приспособления их не прибавляют.

5.4. Щиты.
5.4.1. На щиты также распространяются требования историчности.
5.4.2. У щитов не должно быть острых режущих и необработанных краёв. Запрещен удар кромкой щита. При опасной работе щитом может последовать дисквалификация игрока. Возможно наложение щита на щит, удар плоскостью щита в щит противника, а так же толчок плоскостью щита противника. Возможны удары ногами в плоскость щита, но не в кромку.

6. Удары

6.1. Все удары должны наноситься четко, но не травмировать «противника». Особое внимание обращайте на аккуратность нанесения ударов по суставам и голове (лучше «затормозить» удар, нежели травмировать).

6.2. Результативным считается удар, нанесенный с замахом рабочей кромкой оружия или же попадание метательного оружия (копье, стрела). Касание оружием может засчитываться ударом, если нанесено с целью обозначить поражение противника, который безоружен, неодоспешен, а так же по обоюдному признанию обеими сторонами факта данного удара.

6.3. Любой результативный удар клинковым оружием, топором в разрешенную зону поражения снимает 1 защитную единицу (з.е.).

6.4. Любое результативное попадание копьем, пилумом, сулицей снимает 1 з.е. Копье греческого гоплита и македонского воина снимает 2 з.е.

6.5. Любое результативное попадание стрелой снимает 1 з.е.

6.6. Бросок пилума. При попадании в человека он снимает 1 з.е. До конца боя пилум использоваться более не может. При попадании в щит, щит считается пробитым пилумом и у оппонента есть два выбора:
6.6.1. Сразу бросить щит. Тогда может продолжать атаку с ходу.
6.6.2. Положить щит на землю и досчитать до 15. При чем так — 1000 один, 1000 два, 1000 три… По окончанию счета считается, что пилум извлечен и щит снова рабочий.

7. Защитные единицы и их подсчёт

В правилах по боевым взаимодействиям античности действуют две схемы подсчета защитных единиц. Какая из них используется на конкретном мероприятии, объявляется заранее организаторами.

Схема 1.

7.1. Воин без доспехов имеет 1 з.е.: любой удар или попадание в корпус или голову приводит к его «смерти».

7.2. Доспехи для защиты корпуса дают их обладателю дополнительные з.е.:
7.2.1. кольчуга (римляне) или кольчуга+стеганный доспех (варвары), льняной панцирь греческого воина — дают + 1 з.е.
7.2.2. Лорика сегментата, чешуйчатый доспех — дают + 2 з.е. Лорика сегментата не пробивается стрелами и камнями из пращи.

7.3. Наручи и(или) поножи добавляют к доспешным защитным единицам еще 1 з.е. суммарно.

7.4. Каждый участник должен ЧЕСТНО вести счет нанесенным ему поражающим ударам — только это сделает мероприятие интересней и реалистичней.

7.5. По умолчанию все раненые восстанавливают все свои з.е. через 20 минут по окончанию битвы (эти 20т минут они должны вести себя соответственно ранениям – хромать, не пользоваться рукой и т.п.).

7.6. Подводя итог – Максимальное количество з.е., которое участник может иметь по правилам боя на Античность – это 4 з.е. Данные з.е. распределяются на все тело участника. То есть, чтобы убить легионера, одетого в лорику-сегментату, а так же голени, нужно нанести ему 4 удара в любой разрешенный правилами участок тела, будь то защищенная лорикой сегментатой грудь, или не защищенная рука. Данные правила написаны таким образом для того, чтобы не усложнять подсчеты з.е. в процессе скоротечного боя, где это может представляться трудной задачей, а так же для уменьшения количества споров.

Схема 2

7.7. В этой схеме действуют правила ранений, а так же учитывается фактор защищенности доспехами конечностей. Пояснение насчет шлема – количество з.е. на шлеме напрямую зависит от типа нательного доспеха, в который облачен воин. Количествово з.е. доспеха равно количеству з.е. на шлеме. Это сделано для того, чтобы было легче ориентироваться во время биты в подсчете з.е. противника.
7.7.1 Один удар в незащищенное доспехом тело или в шлем — мертв
7.7.2. Два удара в кольчугу и(или) шлем – мертв
7.7.3. Три удара в лорику и(или) шлем – мертв (лорика не пробивается стрелами и камнями)
7.7.4. Два удара в понож, наруч — минус рука нога (см. результат ниже)
7.7.5. Удар по незащищенной доспехом конечности — брось оружие или щит (если в руку), встань на колено (если в ногу)
7.7.6. Потеря двух конечностей — смерть

8. Шлем

8.1. Отсутствие шлема на голове влечет к тому, что участник имеет всего 1 з.е. на теле и максимум 1 з.е. за доспех (не важно какой тип доспеха в действительности на человеке надет).

8.2. Без шлема, участник категорически не имеет права пользоваться щитами больше Пармы (диаметр не более 60 см). Если участник нарушил данный пункт и взял в руки большой щит — «убить» его можно единичным ударом оружия в щит!

8.3. Без шлема участник не имеет права находится в первом ряду шеренги. Не имеет права участвовать в рукопашных схватках при штурме укреплений.

9. «Смерть»

9.1. Человек выходит из сражения, потеряв все свои защитные единицы — «умирает».

9.2. Во время сражения «убитый» не может вставать, крутить головой или подавать иные явные признаки жизни. Во избежание случайных попаданий лучше накрываться щитом. То же рекомендуется и для «тяжелораненных» (тем, кто решит по разным причинам выйти из боя еще до потери всех своих з.е.).

9.3. Имущество «убитого» разграблению или порче не подлежит.

9.4. Наличие мертвятника и срок отсидки в нем оглашаются организаторами конкретного мероприятия перед его проведением. По умолчанию все убитые воскрешают через 20 минут по окончанию битвы (эти 20ть минут они должны находится на одном месте и сохранять молчание).

10. Плен

10.1. Участвующие в манёврах могут быть пленены.

10.2. Организаторы мероприятия могут прописать в сценарии, что раненые военнопленные, так же как и раненые бойцы своего личного состава, должны транспортироваться соответственно их состоянию, например, на носилках.

10.3. Попавшие в плен могут быть обменены или выкуплены.

10.4. Состояние пленения не должно наносить пленённому ни физического, ни морального ущерба.

10.5. Имущество пленённого разграблению или порче не подлежит.

11. Нападение на лагерь

11.1. В ходе манёвров, если это оговорено правилами, возможны ситуации нападения на лагерь.

11.2. Лагерное имущество разграблению или порче не подлежит.

11.3. Продукты питания, обнаруженные в лагере, и не обговоренные перед мероприятием как военные трофеи (см. ниже) изъятию не подлежат.

11.4. При нападении на лагерь люди, находящиеся в палатках, имеют возможность выбраться от туда и дать отпор противнику до тех пор, пока охрана лагеря не перебита и ведет оборону. Как только охрана была перебита, все оставшиеся в палатках объявляются убитыми. Они обязаны по требованию победителей отдать свои личные трофеи (см. пункт 14).

12. Спорные ситуации

12.1. Как можно корректнее относится друг к другу и избегайте спорных ситуаций.

12.2. Не спорьте во время боя, все спорные моменты решаются после.

13. Штрафы

13.1. За нарушение правил боевого взаимодействия следует дисквалификация участника с конкретного мероприятия. Дисквалификация следует после 2ого предупреждения.

13.2. Нарушения фиксируются участниками мероприятия, далее участники указывают на данные нарушения своему капитану команды, и тот выносит эти нарушения на обсуждение совета капитанов команд (в конкретный момент времени совет капитанов может состоять из двух человек – капитана одной стороны и капитана другой стороны).

14. Боевые трофеи

14.1. Наличие трофеев на мероприятии обговаривается организаторами. Либо их обеспечивают сами организаторы, включая их стоимость в орг.взнос, либо участники (в этом случае организаторы должны указать какого плана трофеи должны быть).

14.2. Трофеи делятся на два типа – трофеи личные и трофеи с лагеря.
14.2.1. Трофей личный. Данный трофей каждый участник мероприятия носит при себе. По его «смерти» трофей может быть побран с «тела» бойцом победившей стороны. Проигравший обязан отдать трофей по требованию победителя. Так же, трофей может быть побран у пленника.
14.2.2. Трофей с лагеря. Данный типа трофея может быть побран с захваченного лагеря победившей стороной. Выдается командиром проигравшего лагеря по требованию командира победившей стороны.

14.3. Если организаторами не обговорено иное – личный трофей каждый участник носит постоянно при себе. В случае «смерти», и изъятия трофея победителем, но наличия у проигравшего трофеев от предыдущих схваток, проигравший, выйдя из мертвятника, обязан носить при себе один из этих трофеев. И в случае очередного поражения отдать его победителю. И т.д.

 
© 2006 – 2017 Проект «Римская Слава»