Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов (Barker Ph.)От переводчика Предлагаю уважаемой публике, интересующейся историей Древнего Рима, свой перевод довольно редкого материала, который может быть использован в воргеймах, при покраске военно-исторических миниатюр и любой другой исторической реконструкции. Это моя первая работа по переводу материалов подобного содержания, поэтому ошибки и неточности исключать нельзя. Я старался выполнить этот перевод как можно ближе к оригинальному тексту с несущественными сокращениями. Для большей достоверности все названия и имена приводятся в латинском или английском оригинале. Большая просьба для всех читателей отправлять все замечания и пожелания по данному переводу на мой E-mail. С уважением, По словам Тацита (Tacitus), были случаи, когда солдаты, в сражениях между двумя римскими армиями, смешивались незамеченными с врагом, потому что подбирали брошенные вражеские щиты. Римский писатель позднего периода Вегетий (Vegetius) также говорил, что каждое подразделение имело щиты отличительных цветов, и это подтверждается щитами, помеченными названиями подразделений в Notitia Dignitatum (дошедшего до нас из 5 века н. э. списка армий). Поэтому долго полагалось, что подобная система эмблем на щитах имела место и в более ранний имперский период, и предположительно, что каждый из щитов на колоне Траяна ознаменовывает участие определенного подразделения в Дакийской кампании. Все последующие эмблемы основаны на рисунках Пола Макдонелла-Стаффа (Paul McDonnell-Staff) c исторических монументов. Пол считает, что многие из эскизов Росси (Rossi) из его книги «Колонна Траяна и Дакийские войны» не достаточно точны и не позволяют идентифицировать подразделения. В отличии от щитов нашей эры, мы почти ничего не знаем об окраске этих щитов. Единственный ранний щит, дошедший до нас с четкой росписью — прямоугольный полукруглый скутум из Дура Европос (Dura – Europos). Он датируется на век позднее, чем он был заброшен и был найден в подвальном складе оружия. В его верхней части изображен орел, обрамленный крылатыми Викториями (изображения богинь) и в нижней части изображен лев, окруженный звездами. Пространство между заполнено последовательными прямоугольными рамками, одна внутри другой, формируя узор подобно Персидскому ковру высокой сложности. Этот щит вполне вероятно был специально богато украшен и предназначался для парадов и поэтому не представляет большой ценности при изучении окраски ранних щитов. Другие подсказки мы получаем из 1 века нашей эры – это изображения гладиаторов и 2 в. н. э. – это мозаика с мифологическим сюжетом. Гладиаторы держат прямоугольные скутумы , раскрашенные ярко красным и желтым, с нарисованными толстыми ломанными линиями в черном и белом цвете на красном фоне и черном и красном цвете на желтом фоне. На мозаике изображены солдаты с бронзовыми доспехами и белым плюмажем, несущие прямоугольные скутумы. На обоих щитах изображены черные скорпионы клешнями вверх и хвостом вниз. Один щит имеет желто-коричневый фон, другой темно-коричневый до половины сверху, далее розовый. Желто-коричневый щит имеет черный контур, другой — светло-желтый контур. Эмблема скорпиона часто ассоциируется с гвардейскими подразделениями (преторианцами). Единственная ценность этих источников состоит в том, что художники того времени считали эти цвета допустимыми при изображении щитов. Традиционно считается, что большая часть украшений на ранних имперских щитах была изготовлена из тонкого листового металла и крепилась к окрашенной поверхности. Подобная практика была унаследована от греческих гоплитов, но создавала препятствие для соскальзывания оружия при ударах его об щит. Единственное археологическое свидетельство, которым можно руководствоваться на практике это щит недавно найденный возле Донкастера (Doncaster), который может быть использован как вспомогательный или основной источник. На текущий момент нельзя исключать наличие аппликаций, особенно для таких элементов как символы изображающие вспышки молний, но вернее всего утверждение, что не все декоративные элементы были нарисованы. Достаточно странно, в то время как мы должны бороться за информация о цвете на лицевой стороне щита, существует вполне достаточное археологическое и монументальное свидетельство для обратной стороны щитов, которые были окрашены в бледно красный цвет.
(i) щит легионера с Оранжской Арки (Arc d’Orange), вероятно посвященной подавлению галльского восстания Вторым Легионом Августа (Legio II Augusta) во 21 году нашей эры. Эмблема козерога-это известный символ этого Легиона. Щиты (ii), (iii) и (iv) держат солдаты на борту военного корабля, изображенные на монументе вероятно посвященному битве при Акциуме (Actium). В то время было обычной практикой пополнять ряды моряков легионерами перед важными сражениями, но по моему мнению символика (iv) больше относится к морякам, а (iii) к легионерам. Щиты (v) и (vi) из Майнца (Mainz) и датируются примерно 75 годам нашей эры. Только два легиона были в это время в этом месте — Первый легион Адиутрикс (Legio I Adiutrix) и Четырнадцатый легион Гемина (Legio XIV Gemina). Символы, которые Пол интерпретирует как вспышки молний на щите (vi) сильно повреждены и по моему мнению могут быть изображением тела птицы как на рисунке (v). (vii) изображение с надгробной плиты Гнасиуса Муциуса (Gnacus Musius) Аквилифера (Aquilifer) Четырнадцатого легиона Гемина (Legio XIV Gemina). (vi) вероятно его подобие. (viii) преторианский щит с барельефа Канцелярии (Cancellaria) конца 1 века. Пол предполагает, что это изображение символизирует удар молнии в ночном небе и в оригинале щит имел черный или темно-синий фон с белыми или серебряными звездами, луной и крыльями, желтым или золотым ударом молнии и вспышками. (ix) Щит с колоны Траяна и определенный Росси как принадлежащий Тридцатому легиону Ульпия Траяна (XXX Legio Ulpia Traiana), потому что его символизм отличается по стилю от щитов остальных легионеров на Колоне, таким образом, по его мнению, он может принадлежать относительно новому легиону. (x)-(xxv) также щиты легионеров с Колоны Траяна. (xviii) и (xxii) оба показывают тип символики, которую Росси связывает с Тридцатым легионом, поэтому попробуем опровергнуть его идею. (xxi) как предполагает Росси было бессмысленное изображение, придуманное, чтобы заменить знаки отличия опозоренного Двадцать первого легиона Рапакс (Legio XXI Rapax). Экспертиза оригинала не приводит никакого доказательства расформирования этого легиона и нет никакого реального свидетельства, что это легион принимал участие в войнах Траяна или был опозорен. Более реально считать, что щит принадлежит легиону неримского происхождения., и может принадлежать Двадцать второму легиону Дейотриана (Legio XXII Deiotriana). (xii), (xiii) и (xxi) возможно имеют центральное ребро и вполне вероятно, что другие щиты также имеют центральное ребро скрытое изображениями молний. (xiv) может иметь изображение молнии внизу от центра или нет, т.к. это не возможно рассмотреть на оригинальном изображении. Подобный щит (xxv) может иметь изображение молнии вместо ребра. Росси идентифицирует (xxiii) с Первым легионом Минервия (Legio I Minervia) по штандарту сопровождающему его изображение. Это возможно, но так как в источнике присутствует меньшее количество изображений тотемных животных чем легионов, то однозначный вывод сделать не возможно. (xxvi) возможно преторианский щит, так как ассоциируется на Колоне с преторианским штандартом. (xxvii) и (xxviii) оба принадлежат гвардейской кавалерии на Фризе Траяна (Trajanic frieze). Пол предполагает, что первый относится к преторианской кавалерии, а второй к Equites Singulares. (xxix), (xxx) и (xxxi) все они присутствуют на Колоне Траяна, их держат люди с оружием и доспехами вспомогательных частей (auxiliary). Пол их всех относит к подразделениям Perdites Singulares. Я принимаю это утверждение в случае (xxx), но предпочитаю расценивать остальные как принадлежность к Сohors Scutata. Подобные подразделения показываются с прямоугольными скутумами. (xxx) часто изображается в непосредственной близости от Императора. (xxxii) с барельефа Антонина (Antonine) изображающего преторианских офицеров и людей, находящегося в Лувре. Три других щита с отличным рисунком сильно повреждены. (xxxiii) основан на одном из поврежденных щитов находящийся рядом со щитом в основании Колоны Антонина Пия (Column of Antoninus Pius), который держит Преторианец. Линейные украшения на щитах представляют собой гирлянды с большими цветами на концах. Два других щита имеют широкой обод, разделенный на ячейки, в каждой из которых находится цветок. На одном щите присутствует символ молнии бьющей вниз внутри обода, на другом изображено, что-то напоминающее (viii). (xxxiv) с поврежденного барельефа Марка Авлелия (Marcus Aurelius) повторенного на Арке Константина. Его форма теперь кажется сомнительной и может быть овальной или прямоугольной со скругленными краями. Его держит легионер, который в виду присутствие символики трезубца и дельфина может принадлежать к одному из легионов сформированных из моряков, например таких как Первый или Второй Адиутрикс (I or II Adiutrix).
(xxxv)-(lxii) щиты вспомогательной пехоты. (xxxv) изображается с коротким ребром, но также может быть и без него. (xxxix) также может встречаться и без завитка. На (xliv) не всегда изображаются полумесяцы. (lix) может быть без венка. Два варианта щита (lix) встречаются вместе с фигурой пехотинца с волчьей шкурой на голове. Оба имеют два дополнительных полумесяца, помещенных на каждом конце щита. На одном отсутствуют концы ленты. (lxiii)-(lxxiv) щиты конных вспомогательных частей. (lxv), (lxviii) и (lxxii) также встречаются и у пеших солдат и следовательно могут относиться к Cohors Equitata, а не к кавалеристскому крылу (Ala). Когда щит (lxviii) изображается у пеших солдат, то у него отсутствует ребро. Источник: Barker Ph. The armies and enemies of imperial Rome. Organization, tactics, dress and weapons, 150 B.C. to 600 A.D. «Wargames Research Group». London, 1972. |