Римская Слава - Военное искусство античности
Новости    Форум    Ссылки    Партнеры    Источники    О правах    О проекте  
 

Колонна Траяна и Дакийские войны (Rossi L.)

Предисловие

Я хотел бы выразить мою глубочайшую признательность Дж. М. С. Тойнби (профессор классической археологии, Кембридж) за ее добрые советы, содействие и неоценимую помощь в написании этой книги. Моя благодарность также профессору Ф. Б. Флореску (Академия Румынии) и профессорам Константину и Адриану Диковичиу (Университет города Клуж), которые любезно предоставили важные материалы для изучения и иллюстраций, профессору Дж. М. Хемелрийку (Университет Амстердама), незабвенному доктору Х. Р. Вайдемеру (музей Виндониссы, Брюгге), доктору Д. Баацу (музей Зальцбурга, Бад-Хомбург), докторам П. Корнаггия Медичи (Милан) и Р. Риве (Гамарате) за помощь в сборе полезной информации о римской армии. Также я хотел бы поблагодарить «Темз и Гудзон Лимитэд» и в особенности г-на Джеми Кемплина, а также профессора Х. Х. Скалларда – главного издателя книжных серий, за неоценимую и терпеливую поддержку. Наконец, я с благодарностью отмечаю помощь моей жены в переводе материалов и ведении «бумажной работы».

Вступление

Колонна Траяна имеет высоту 100 футов и состоит из 17 поставленных друг на друга мраморных блоков, по форме напоминающих барабаны. Пьедестал колонны представляет собой куб со стороной в 17 футов. С одной из сторон находится дверь в зал, где стояли золотые урны с прахом Траяна и его жены Плотины. Внутри стержня Колонны расположена ведущая на самый верх лестница, освящаемая 43 маленькими окнами. Вершину сооружения одно время украшала бронзовая позолоченная статуя императора Траяна. Сейчас на ее месте находится статуя Святого Петра. Внешняя поверхность Колонны представляет собой ленту длиной 670 футов и шириной 3, скрученную в 23 спирали. На спиралях высечены изображения более чем 2 500 человеческих фигур. На пьедестале также представлено огромное количество изображений оружия и доспехов. Тор Колонны представляет собой лавровый венок.

Монумент был воздвигнут на новом форуме Траяна между Базиликой Ульпия и более поздним Храмом Божественного Траяна. Он стоит в колоннированном дворике, по бокам которого располагались 2 библиотеки: одна для книг на греческом языке, а другая для — книг на латыни; из окон этих библиотек римляне, могли оценить фриз Колонны. Нынешние же посетители видят только возвышающийся над ними огороженный памятник архитектуры. Колонна была посвящена императору в 113 г. н.э.; посвятительная надпись над дверью, похоже, указывает, что замыслом создателей монумента было показать грандиозность работ, проведенных по срытию восточной части Квиринальского холма, чего требовало строительство нового форума. Вместе с тем, использование слова opera может обозначать не только подобные работы, но также намекать на достижения империи в целом.

Предполагалось, что Колонна станет триумфальным памятником, мемориалом славы императора Virtus Augusti, иллюстрирующим великие войны с народами Дакии, выигранные армией Траяна. Похоже, что использование сооружения в качестве погребального монумента не входило в первоначальную концепцию его создателей.

Вызывая восхищение и уважение, Колонна стоит нетронутой уже почти 19 столетий среди развалин окружающего ее форума, в самом центре Римского мира.

Фриз представляет собой своего рода манускрипт или volume, иллюстрированную мемориальную запись, которую следует изучить и понять как одно целое; ее нельзя рассматривать просто как серию отдельных тем, не связанных общим контекстом. Цель настоящей книги в том, чтобы предоставить информацию в виде иллюстрированного документа. Текст и репродукция всего фриза будут представлены фотографиями с историческими и географическими справками, вместе с необходимыми данными, касающимися римской армии времен Траяна и ее дакийских противников. Большинство фотографий сделаны при дневном свете непосредственно с оригинала для того, чтобы показать фриз таким, каким он предстает глазу смотрящего на него вооруженным взглядом человека. Более масштабные репродукции, сфотографированные со слепков, добавлены по мере необходимости, в целях большей детальности.

Колонна. История в фотографиях

Можно с уверенностью сказать, что Колонна стоит в одном ряду с величайшими памятниками архитектуры, но самое ценное в ней – историчность. Этот памятник – единственный детальный источник информации о Дакийских войнах Траяна – событиях необычайной важности, которые происходили во времена наивысшего расцвета римской военной мощи. Письменные источники об этих войнах практически полностью утеряны. До наших дней дошла всего одна строчка из личных записей Траяна commentarii. Есть, правда, еще несколько страниц из истории Диона Кассия в документе Ксифилинуса, но они малоинформативны, а указанные в них сведения в них только запутывают (Dio, LXVIII; см. приложение А).

Следует принять во внимание, что фриз был спроектирован в соответствии с тогдашними правилами мемориального искусства. То есть, персонажи и объекты представлены с большой детальностью и помещены в такие позиции, которые наиболее подходили бы для восприятия сюжета в целом. Они являются не только частями фактических изображений. Одни объекты помещены на передний, а другие – на задний план. При этом их масштаб не соответствует реальности. Таким образом, события дакийской компании и, последовавший за ней триумф, будут понятными, только когда удастся подобрать «ключ» к изображениям и правильно «прочитать» их. Подобным мемориальным языком широко пользовались в Древнем Риме. Его применяли при чеканке монет и декорировании памятников и монументов. Это был язык изображений, понятный любому, жившему в ту эпоху человеку.

Сегодня подобный язык изображений используется в кино, поэтому для нас не должно составить трудность прочитать эту последовательность мраморных кадров – кино, созданное девятнадцать веков назад.

Люди, животные, одежда, оружие, штандарты и корабли изображены на фоне фортов, палаток, хижин, зданий и гаваней, рек, гор, мостов и лесов – все с высоты птичьего полета. Рельефы сразу же были окрашены в реалистичные цвета, а детали оружия и доспехов покрыты металлом.Более того, изображения расположены так близко друг к другу, что представляют собой целостное повествование, только в одном месте разделенное на две части – чтобы отграничить первую войну с Дакией от второй. Все же отдельные сцены (размером около 3 Х 5 футов) отделены друг от друга вставками таких вертикальных элементов, как дерево, стоящий человек или угол здания, частью другого изображения или резкой сменой заднего плана или сюжета.

На первый взгляд, может показаться, что во всем этом не хватает натурализма, из–за диспропорции между персонажами и пейзажами, а также резкой смены сюжета. Но, для того, чтобы понять такие вещи, нужно смотреть на них под правильным углом с соблюдением следующих принципов:

Время: сцены находятся в хронологическом порядке. Снизу вверх, против часовой стрелки. То, что изображено раньше, в реальности и произошло раньше и наоборот. Ночь, погода, времена года также имеют свое собственное изображение.

Пространство: направление взгляда, жестов и движений персонажей указывает на изображенную сцену. Взгляд, направленный вперед означает восток или северо-восток (в направлении Дакии или вниз по Дунаю), тогда как взгляд назад обозначает запад или юго-запад (в направлении Рима или вверх по Дунаю).

Условность и символы: при работе над рельефами монумента, мастера использовали метод сжатого повествования – один солдат или штандарт может заменять целое подразделение, одно дерево – лес, одна хижина – деревню и т.д. Соответственно, разные солдаты или знаменосцы или же несколько деревьев или разных домов изображенных вместе могут представлять целые армии, леса и города. Постоянные или временные римские лагеря (castra, castella) можно отличить по материалам, использовавшимся при их возведении, и по разным типам палаток и шатров внутри лагеря. Другие детали и символы, позволяющие идентифицировать многие элементы, будут рассмотрены позже. К сожалению, оригинальные цвета, которые могли помочь в распознавании изображений, к нашему времени уже стерлись.

Такой способ позволяет различить не только тех, кто представлен на Колонне, но также то, что они делают, где, когда, как и, даже, зачем они это делают. Это действительно удивительное достижение – создать такое на полоске камня шириной в три фута.

Двигающиеся персонажи, реальные объекты, узнаваемые пейзажи и реалистичное время – все вместе взятое создает как бы целый фильм, режиссером которого считается архитектор Траяна Апполодор Дамасский. Как и современный режиссер, он искусно создал оригинальный сценарий, основанный на отчетах и записях свидетелей войны (и возможно на commentarii самого Траяна) для того, чтобы расположить в правильном месте и правильном порядке сцены войны и мира, вражеской ненависти, религиозных обрядов, жизни и смерти в мире римской войны.

Несмотря на то, что ему пришлось обращать самое пристальное внимание на детали и правила создания памятных монументов, архитектору удалось представить историю войны в более широком, эпическом облике. Умение и мощь exercitus Рима, основывавшиеся на единстве всех ее подразделений под умелым руководством императора, на мастерстве инженеров и храбрости в противостоянии с врагом определяют, по мере того как разворачивается повествование, превосходство и, в конце концов, неизбежную победу. Дакийский враг, хотя к нему и относятся с уважением за храбрость и самопожертвование, показан все же опрометчивым, яростным и отчаянным варваром.

Стоит сказать, что это пафосное повествование все же разбавлено «жизненными» сценами, подчеркивающими весь трагизм происходящего как для простого смертного, так и для прославленного императора. Изменчивая солдатская фортуна, например, четко представлена двумя кантрастирующимим эпизодами – опять техника, используемая в современном кинематографе: за сценой со счастливыми солдатами, которым вручает подарки Траян сразу же идет сцена смерти римских пленных, пытаемых дакийскими женщинами.

Каждый, кто жаждет насладиться искусством, изучить историю и почувствовать жизнь имперского Рима должен увидеть, прочесть и почувствовать чудеса Колонны Траяна. Автор надеется, что настоящая книга может помочь в попытке сделать это.

Источник:

Rossi L. Trajan’s Column and the Dacian Wars. «Thames & Hudson». London, 1971.
Перевод: Жихарев Е.
Редакция перевода: Alexius, Поликарпов М. А.
Специально для проекта «Римская Слава».

 
© 2006 – 2019 Проект «Римская Слава»