Римская Слава - Военное искусство античности
Новости    Форум    Ссылки    Партнеры    Источники    О правах    О проекте  
 

Монета в пропаганде моральных ценностей и единства армии и ее лидера (Абрамзон М. Г.)

Как отмечалось во введении, монетные типы с сюжетами на военную тему представляют любопытный исторический источник, позволяющий более детально рассмотреть аспекты внутренней и внешней политики государства, отношения между командиром и армией, настроения легионеров, культы римской армии, подразделения которой дислоцировались в различных провинциях, и многое другое. Этот источник дает нам сведения об идеологической пропаганде, ориентированной на армию, и идеях, популярных среди легионеров и ветеранов. В этой главе мы попытаемся рассмотреть идеологическую и нравственно-психологическую систему армии, отразившуюся в монетных типах.

Превращение армии в профессиональную было одним из проявлений кризиса полиса. Реформы Мария только завершили процесс профессионализации армии, который начался еще задолго до него. Армия становится самостоятельной корпорацией со своими специфическими интересами. Корпоративный дух армии привязывал ее к военному лидеру, чей авторитет неизмеримо возрастал по мере побед и раздач денежных средств и земли. Популярность военного вождя укреплялась его личными качествами, его претензиями на богоизбранность и покровительство ему какого-либо божества. Так, например, победитель Ганнибала Сципион Африканский претендовал на покровительство ему Юпитера, Цезарь — Венеры, Октавиан — Аполлона, Марк Антоний — Диониса, Секст Помпей — Нептуна, Антонины и Северы — Геракла и т.д. Все это превращало личность главнокомандующего — императора в глазах солдат в «харизматического вождя». Сама идея «харизматического вождя» пользовалась популярностью в низах общества; проникнув из низов в верхи, эта идея становится впоследствии основой власти принцепса. Вера в «харизматического вождя» была вообще характерна для низов общества, включая легионеров, набираемых в армию со времен Мария из неимущих граждан, городского и сельского пролетариата и даже рабов. Низы общества, измученного гражданскими войнами конца II—I вв. до н.э., составлявшие частные армии лидеров различных политических группировок, не представляли переустройства социальных отношений без помощи «спасителя» в лице божества или «харизматического вождя». Поэтому монеты, чеканенные военными лидерами из представителей правящего класса, а затем императорами, ведущими активные военные действия, вольно или невольно пропагандировали эту популярную идею. Ктому же, как было показано С. Л. Утченко и Е. М. Штаерман1, легионеры получали землю не от общины, а от своего императора, заставлявшего сенат удовлетворить их требования. Земля ветеранов становилась не частью ager publicus, а их частной полной собственностью, что имело особое значение для солдат-италиков. Отсюда связь солдат с civitas слабела, одновременно укреплялась их зависимость от императора — командующего войсками.

Связь традиционных понятий «воин» и «гражданин» нарушается. Идея сосредоточения единой власти в руках командующего армией, ею же самой и назначенным, становится популярной среди солдат и ветеранов. Для командира же открываются перспективы единовластия, а средством достижения и решающей силой остается армия2. Определенные сдвиги происходят и в идеологии, хотя здесь они наименее заметны. С установлением единовластия еще долго сохраняются, тем не менее, идеология гражданской общины, система моральных ценностей, традиционные понятия res publico и libertas. Естественно, они «адаптируются» к новой форме власти и приобретают несколько новое звучание. Укрепляется и связь армии с императором и его правительством, благодаря их политико-экономическим мероприятиям, а также проводимой ими идеологической пропаганде и демагогии. Перед солдатами открывались перспективы служебного роста, получения земельных наделов, для провинциалов — получения римского гражданства вместе с семьей, земли и освобождение от податей. Часть офицеров, имевших особые заслуги перед императором и государством, приобретает доступ в сословие всадников. Армия, таким образом, превращается в оплот императорской власти, а ветераны играют важную роль в романизации провинций и проведении римской политики.

После смерти Коммода между различными армиями, провозгласившими своих императоров, начинается гражданская война. Ставленники этих армий, как известно, чаще всего содержали их на свой счет, заискивали перед легионерами или, напротив, подавляли их мятежи. Северы увеличили численность армии до 600 тыс. (для сравнения Август имел 250 тыс. регулярных войск и примерно столько же вспомогательных), платили легионерам повышенное жалование, позволяли иметь семьи и земельные наделы. Устранялись сословные ограничения для занятия офицерских должностей. Военные стали занимать важные государственные посты. Императоры старались всеми способами поднять боеспособность армии, тем более что это диктовалось давлением со стороны варварского мира. «Солдатские» императоры пользовались популярностью в войсках, благодаря своей политике, что, впрочем, не мешало последним бунтовать, а иногда и убивать своих ставленников.

Как военные лидеры поздней Республики, так и императоры Ранней империи, «солдатские» императоры III в. и правители Поздней империи продолжают чеканить монеты, пропагандирующие их единство с армией. Римская монетная типология включает огромное количество типов монет, изображения и лозунги на которых ориентированы на легионеров и ветеранов. Перед исследователем этих нумизматических памятников проходит не только история военной политики Рима, внутренней политической борьбы, в которой главной силой была армия, но и отношений войск с провозглашенными ими императором. Эта пропаганда военных успехов эмитентов и внешней политики государства — как подлинных, так и мнимых — была призвана обеспечить им популярность среди легионеров и их поддержку, как, впрочем, и среди других социальных групп и слоев, составляющих структуру римского общества. Количество легионных монет и других типов, отражающих союз императора с армией, резко увеличивается в периоды кризисов римского общества. Это характерно и для гражданских войн середины I в. до н.э., и, особенно, для времени кризиса III в. н.э., когда «солдатским» императорам требовалась опора армии для борьбы с сенатом и друг с другом. Император предстает в таких военных выпусках как харизматический лидер. В период интенсивного роста Империи и активизации ее внешней политики армия и связанные с ней сюжеты вновь предстают в монетных типах. Наконец, на закате Империи, когда она ценой огромных усилий пыталась сдержать натиск варваров, большую часть монетных типов, число которых резко сократилось, составляют изображения солдат с военными знаками в руках, императора с лабарумом, попирающего варвара, или Виктории. С победами армии были связаны и военные титулы императоров, входивших в их титулатуру на монетах; некоторые другие титулы, как мы увидим ниже (например, Divi filius, употребляющиеся в титулатуре ряда императоров, начиная с Августа), апеллировали к патриархальным чувствам легионеров и порой небезуспешно.

Монеты, чеканенные в память военных побед Рима, в честь той или иной армии, по случаю возвращения утерянных ранее знамен и т.д. несомненно относятся к коммеморативным. К числу памятных монет видимо можно также отнести монетные типы с изображениями ряда предков некоторых монетных магистратов, являвшихся выдающимися полководцами Рима. Эти монеты не только популяризировали род монетария, но и отражали, как нам представляется, систему моральных ценностей, составляющих основу идеологии общества. Одновременно они увековечивали победы римского оружия в прошлом и пропагандировали идею римского мифа.

Все это заставляет нас объединить монеты, выпущенные в честь армии и побед римского оружия, в отдельную группу. К ней можно отнести и некоторые некоммеморативные монеты — например, с изображением литууса — символа военного и религиозного лидерства императора и других предметов понтификата и авгурата. Этот тип, устойчиво повторяющийся в римской монетной типологии от Суллы до Карина, несомненно ориентирован на социальный слой легионеров и ветеранов, среди которых пропаганда религиозного, морального и политического единства армии и ее лидера естественно должна была пользоваться популярностью.

В связи с этими соображениями обратимся к классификации монетных типов, созданных Г. Маттингли и Э. Сайденхэмом, предложившими разделить все типы реверсов римских монет императорского периода на три основных группы: 1) религиозная тема (божества, праздники, игры, мифологические сюжеты, consecratio); 2) император (официальный тип — Гений Августа, благодетель, покоритель, полководец-триумфатор, путешествия); 3) неодушевленные объекты (здания, колонны, арки, цирки, символы, священные эмблемы, орлы, штандарты, кометы и т.д.)3. При всех достоинствах этой классификации нельзя не признать, что она слишком широка. Все эти три группы реверсов, которые в целом охватывают все имеющиеся типы римских монет, что в принципе, наверное, достаточно для каталога-определителя, на самом деле соприкасаются между собой значительно более тесно, чем отражает настоящая схема. Так, например, мифологические сюжеты не всегда следует относить к религиозной теме. Такой подход к монете как историческому источнику представляется нам слишком формальным, ибо монета — источник куда более сложный и информативный. Довольно часто мифологические сюжеты связаны с коммеморацией победы, что относится также и к некоторым типам божеств, которые в связи с победами императора фигурируют не только на монетах, но и на памятниках изобразительного искусства.

Внутри группы монет, использующихся эмитентами в качестве средства пропаганды системы моральных ценностей и идей военного, политического, морального и религиозного единства армии и ее лидера, можно выделить следующие типы:

1. Сюжеты, пропагандирующие комплекс римских добродетелей. Сюда входят монеты, пропагандирующие «нравы предков», исполнение долга перед родиной (буквально — императором). Стремясь связать свое правление с понятиями древности, верностью республиканской идее libertas (хотя суть режима была прямо противоположной этой идее), ряд императоров обращается к опыту чеканки I в. до н.э., предлагавшей сцены битв, подвигов предков, изображения сражающихся солдат, пленных царей и т.д. Пропагандистский характер таких подражаний республиканским денариям особенно хорошо заметен в чеканке Траяна, выпустившего серию тщательно отобранных монетных типов II—I вв. до н.э. Очевидно активная внешняя политика Траяна должна была пропагандироваться в монетных выпусках, чтобы вдохновлять умонастроение легионеров и ветеранов, участвовавших в тяжелейших дакийских войнах и парфянской кампании.

2. Предметы авгурата и понтификата. Этот тип, видимо, также был ориентирован на слой солдат, поскольку пропагандировал религиозную связь между солдатами и императором, бывшим для них столько же высшим жрецом, сколько военачальником.

3. Аллегории на тему покорения стран и провинций. Основными типами здесь являются: «Rex datus», тип «provincia capta» и изображения трофеев, сооруженных по случаю той или иной победы (иногда Виктории, пишущей на щите и т.д.).

4. Легионные монеты. Эти типы выпущены в честь отдельных легионов, преторианцев, вспомогательных войск. Они содержат легенды с указанием номера и названия легиона, иногда почетные наименования, например, pia и fidelis, полученные от императора за верность. Монеты для флота.

5. Монеты, выпущенные по случаю возвращения в Рим утерянных ранее священных значков и военных знамен. Большая часть подобных монет была эмиссирована при Августе и Клавдии.

6. Изображения dii militares и другие типы, отражающие культы римской армии. Среди этого ряда монетных типов кроме военных богов и богов-покровителей военного дела, чьи функции были неразделимо связаны с общегосударственными функциями, широко представлены монеты, отражающие культы гениев-покровителей легионов, их священных знаков и т.д.

7. Император как полководец: тип «Triumphator», тип «Debellator»; император и армия — типы «Fides militum» и «Concordia militum (exerituum)»; император у трофея с пленными; император, венчаемый военными божествами; император, попирающий пленного или волокущий его за волосы, с лабарумом в руках.

8. Изображения солдат, аквилиферов и офицеров.

Перечислением этих типов далеко не исчерпывается весь военный репертуар, но они составляют основную массу подобных монет, используемых эмитентами в качестве средства пропаганды среди легионеров идей взаимной верности, а так же успехов внешней политики Рима.

Прежде чем говорить о монетных типах, через которые велась пропаганда среди солдат, вернемся еще раз к идеологии армии и системе ценностей, лежащей в ее основе. Надо сказать, что монеты практически не дают представления о том, как менялись система ценностей, идеология и психология солдат. Все эмитенты — от Поздней республики до Поздней империи — продолжают пропагандировать через монету одни и те же идеи, несмотря на то, что противоречие между идеологией и ее пропагандой, с одной стороны, и реальностью, с другой, превращаются в непреодолимую пропасть. Очевидно, при всей глобальности изменений в общественном сознании, которые протекали в период Империи, многие идеи, составляющие основу системы ценностей, продолжают бытовать достаточно долгое время после падения республики. Так, например, понятия fides, pietas, virtus пропагандируются на монетах и во время кризиса республики, и в течение всего периода Империи.

Наемник всегда продолжал быть наемником — ив частных армиях республиканских военных лидеров, и в армиях императоров. Идеология, система ценностей (комплекс римских добродетелей, лежащий в её основе), и психология армии как корпорации всегда оставались достаточно консервативны. С одной стороны, легионеры привязаны к своему командиру и свято соблюдают верность данной ему клятве (fides): так, например, Тацит и Светоний рисуют мужество отдельных солдат и целых легионов, сражающихся до конца за своего полководца; мы встречаем в их трудах даже факты самоубийств многих воинов, совершенных над телом погибшего императора4. С другой стороны, историки рассказывают и о переходе целых войск и отдельных легионов на сторону соперника в борьбе за единовластие, бунтах, разложении в армии и т.д. Как справедливо отмечает Элий Лампридий, «воины уже привыкли создавать себе императоров на основании беспорядочного решения и легко сменять их… а такое положение дел породило гражданские войны, во время которых воину, предназначенному для борьбы против врага, приходилось погибать в братоубийственной брани»5.

Большинство императоров стремилось сохранить консервативность римской морали в своих отношениях с армией; упорная пропаганда в монетных выпусках комплекса традиционных римских добродетелей, ориентирующегося на civitas и res publico — неизмеримо устаревшие понятия, диктовалась отнюдь не наивностью императоров, большая часть которых была из офицеров, а иногда даже из простых солдат, поднявшихся по всем ступеням служебной лестницы и вынесенных фортуной к вершинам власти. И Гальба, говоривший, что он «набирает солдат, а не покупает»6 и что дурно добиваться расположения солдат подарками и лестью7, и Траян, державший армию железной рукой, и Антонины, и ряд последующих незначительных или, наоборот, великих императоров, всегда апеллировали к солдатской верности, мужеству, долгу, что следует из их монетных выпусков.

Другое дело, была ли пропаганда этого единства командира со своей армией, его побед и непобедимости достаточно успешна? Очевидно все зависело от времени и обстоятельств. В III в., например, пропаганда военных успехов императоров если и могла кого-либо ввести в заблуждение, то только не солдат, которым было известно о том, что римские армии терпели одно за другим поражения от варваров, а императоры порой и сами попадали в плен. Все усиливающийся нажим официальной пропаганды был рассчитан на широкие слои населения, среди которых начались активные философские, духовные и религиозные искания. Тем не менее, типы монет, ориентированные на армию, продолжали пропагандировать традиционные понятия, ценность которых в армии, как консервативной среде, не была утеряна, да и не могла быть утеряна в силу специфики военной организации. Верность присяге, обычаям предков, мужество — понятия, присущие любой армии, как древней, так и современной.

В течение всего рассматриваемого нами периода монетные типы, рассчитанные на римскую армию, пропагандировали такие традиционные римские добродетели, как virtus, fides, pietas, mores maiorum, требовавшие самоотречения во имя римской идеи и составлявшие основу идеологической и нравственно-политической системы: гражданская и военная доблесть, верность общественному долгу, верность заветам предков8. Мужество (virtus) занимало одно из первых мест в комплексе римских добродетелей. Virtus — понятие достаточно емкое, под которым в разное время понимались различные вещи, но в контексте официальной идеологической пропаганды (в том числе и на монетах), в конечном счете, оно всегда означало добродетель служения государству. Виртус — не просто римская персонификация мужественности и военной доблести, но и божество, открывающее людям (прежде всего воинам) путь на небо. Virtus являлась неотъемлемым качеством добродетельного гражданина — земледельца и воина — vir bonus. Наградой за мужество была honost почет за заслуги перед отечеством. Гонос — персонификация чести, особенно воинской чести. Оба этих обожествленных понятия были весьма популярны в Риме еще со времен Республики. Храм Виртус и Гонос был открыт в 233 г. до н.э.

Virtus и Honos постоянно фигурируют на монетах республиканского и императорского периодов. Впервые голова Virtus в шлеме и голова Honos в венке появились на республиканских денариях Луция фуфия Калена и Муция Корда: они изображались как вместе, так и раздельно (илл. 2а). С virtus связано и изображение на монетах Августа «щита доблести» — Cl(ipeus) v(irtutis) (илл. 26), подаренного ему сенатом за доблесть, благочестие, милосердие, справедливость9. Начиная с Гальбы, Виртус изображается на монетах римских императоров в виде стоящей в полный рост амазонки с обнаженной правой грудью, в доспехах, с копьем, мечом и щитом, иногда с викториолой или венком в правой руке. Virtus вместе с Honos встречается на сестерциях времен гражданской войны 68—69 гг. (в чеканке Гальбы и Веспасиана), отдельно — на монетах Антонина Пия и Луция Вера. Виртус, венчающая императора, встречается на монетах и медальонах Антонина Пия, Максимиана Геркулия и прочих, выпущенных в честь побед. О них речь пойдет в соответствующих главах.

Pietas и Fides составляли традиционную основу римской морали, поэтому их изображения так часто составляют монетные типы, ориентированные на легионеров. В пропаганде через монету эти понятия означали, прежде всего, верность религиозному, государственному и семейному долгу, долгу солдат по отношению к своему императору и наоборот. Pietas и Fides были обязаны блюсти все граждане, в том числе и воины, как в республиканское время, так и в императорский период. На смену civitas, по отношению к которой должны были соблюдаться эти добродетели, приходит император, провозглашенный войсками, и его правительство. Может быть, к середине I в. н.э. воинская присяга приносилась только императору, но не государству. Тацит, например, описывая бунт верхнегерманских легионов (IV и XXII) против Гальбы, говорит, что те, чтобы создать видимость, будто они сохраняют верность государству, прибавили к присяге всеми уже забытые слова о сенате и римском народе10. В принципе, с юридической точки зрения, государственный строй продолжал оставаться республикой, а император выступал ее олицетворением, высшим должностным лицом, что и пыталась доказать официальная пропаганда всеми доступными средствами, включая монеты. Фидес играла важнейшую роль в присяге солдат, разделявшейся, как показывает Е. М. Штаерман, на три категории: sacramentum — индивидуальная присяга, coniuratio и tumultus — совместная присяга и evocatio — призыв следовать за консулом всех, желающих спасения Республики. Власть командира над солдатами, видимо, приближалась к власти патрона над клиентами, и нарушение присяги каралось смертью, без права солдата апеллировать к народному собранию11. Fides неразрывно была связана с Юпитером, выступавшим ее гарантом.

Факты присяги легионеров императору отмечались специальными выпусками монет с изображением соответствующих сцен с участием императора и войска, либо военной Фидес со штандартами в руках, или другими монетными типами. Верность (Fides), также как и Мужество (Virtus), открывала достойным гражданам путь на небо, согласно представлениям римлян.

Не меньше чем fides на монетах пропагандировалась pietas. В республиканской чеканке встречается немало примеров пропаганды pietas. Голова Pietas, иногда с портретными чертами Юлия Цезаря, составляет тип аверса денариев этого полководца, выпущенных в честь галльских побед (Илл. 29а). С pietas были связаны выпуски и Секста Помпея, и Октавиана с изображением своих отцов. Первый сопровождал их легендой «PIVS», второй — «DIVVS» пропагандой pietas, как верностью полководца религиозному и государственному долгу, связывающему командира и легионеров, несомненно ассоциируются монеты военной чеканки с изображением предметов авгурата и понтификата или императора, совершающего обряд жертвоприношения (этот тип был ориентирован не только на легионеров, но и на все другие слои общества). Pietas во всех ее аспектах пропагандировалась в чеканке и ряда императоров, особенно Траяна и Антонина Пия, пытающихся связать свое правление с римской древностью. Яркие примеры пропаганды pietas, как одной из составляющих mores maiorum, привычки видеть в «нравах предков» критерий общественной морали12, мы встречаем в чеканке монетариев I в. до н.э., стремившихся популяризировать свой род и подвиги предков, которым а не римскому народу, стали приписывать победы, укрепившие военную славу Рима. Среди монетных типов этого времени имеются изображения всех выдающихся полководцев прошлого — Публия Сципиона Африканского, Павла Эмилия, Суллы, Клавдия Марцелла и т.д. Сплошь и рядом встречаются сюжеты из римской мифологии, демонстрирующие образцы выполнения семейного долга. Так, на монетах Цезаря изображается Эней, несущий на левом плече своего отца Анхиза, во время бегства из Трои (Илл. За), на монетах Секста Помпея — катанские благочестивые братья Анапий и Амфион, спасающие родителей во время извержения Этны (Илл. 36).

С virtus, pietas, mores maiorum связаны типы многих медальонов Антонина Пия в ассах, связанных с коммеморацией побед: здесь, например, Гораций Коклес, переплывающий Тибр — образец воплощения virtus, последний Гораций и Куриаций и т.д. Эней в военной одежде с Анхизом и Юлом. Разумеется, среди всей этой огромной массы монет, отражающих систему ценностей и добродетелей, имеются типы, прямо или косвенно рассчитанные на армию. Значительная часть таких монет появляется в чеканке Траяна, имитирующей республиканские денарии II—I вв. до н.э.

В 107 г. Траян выпускает серию монет с изображением всех божеств и обожествленных понятий, что должно было связать его правление с «римским мифом». Оставляя в стороне монетные типы различных божеств, остановимся только на тех, которые имеют непосредственное отношение к военной тематике. Нетрудно заметить тщательность отбора для копирования республиканских денариев, пропагандирующих pietas, fides, virtus именно в их военном аспекте. Выбор этот, конечно же, не был случайным: Траян — профессиональный воин, ясно представляющий себе, пропаганда каких компонентов официальной идеологии и элементов религии могла быть популярна в слое солдат. Среди божеств, например, составляющих тип аверса денариев, скопированных с республиканских монет, отобраны именно те, которые чаще всего встречаются в дедикациях солдат, офицеров и ветеранов римской армии: Рома (с денария сицилийской чеканки 120 г. до н.э.), Геркулес (с денария нестоличного монетного двора 110 г. до н.э.), Юпитер (с денария Л. Рубрия Доссена 89 г. до н.э.), Юнона (с денария 45 г. до н.э.), Меркурий (с денария Гая Мамилия Лиметана 84 г. до н.э.), Виктория (с денария 83 г. до н.э.), Аполлон (с денария 82 г. до н.э.), Соль (с денария Луция Лукреция Триона 76 г. до н.э.), Bonus Eventus (с денария Либона 56 г. до н.э.) и т.д. О пропаганде pietas говорят денарии с изображениями Весты (с денария Кв. Кассия 58 г. до н.э.), головы весталки Эмилии (с денария Марка Лепида 65 г. до н.э.), а также повторение денария П. Гальбы, курульного эдила, с изображением Весты на аверсе и предметов авгурата (жертвенного ножа, ковша, топора, украшенного львиной головой) на реверсе. Повторен также и денарий Помпея Младшего с изображением катанских братьев Анапия и Амфиона, выполняющих долг pietas по отношению к своим родителям. На всех монетах — легенда IMP CAES TRAIAN AVG… REST.

Около половины типов денариев этой республиканской серии Траяна составляют монеты с изображением сражающихся солдат, легионных орлов, пленных владык, триумфальных колесниц и т.д. Заметим, что копированы, в основном, только те денарии, чеканка которых осуществлялась в военных условиях и предназначалась, главным образом, для оплаты легионерам. Траян никогда не пренебрегал возможностью воздать похвалы солдатам за усердие и «раны, полученные в борьбе за государство»13. Очевидно Траян считал важным и выпуск соответствующих монет, пропагандирующих его военные успехи и популяризирующих идею солидарности императора со своими солдатами. Победы самого Траяна должны были «вписаться» в ряд подвигов видных деятелей прошлого — от эпохи республики до Августа и Агриппы, совместный портрет которых также был скопирован со старого денария.

При Траяне имитируются республиканские денарии, отчеканенные в честь следующих событий и героев прошлого.

Самые древние события отражаются денарием монетария 44 г. до н.э. Марцеллина. На их аверсе изображается консул Марк Клавдий Марцелл, под командованием которого была захвачена Сицилия во время II Пунической войны. На реверсе — фигура в тоге с трофеем в руках, стоящая на ступенях храма.

События III Македонской войны (171 —168 гг до н.э.) нашли отражение на денариях Павла Лепида, чеканенных в 56 г. до н.э.

На них изображен консул 168 г. Луций Эмилий Павел, нанесший поражение македонскому царю Персею в знаменитой битве при Пидне 22 июня 1 68 г., в результате победы которого прекратило свое существование Македонское царство. Эмилий Павел показан стоящим рядом с трофеем и двумя детьми (на аверсе — голова Конкордии в крылатой диадеме). Победитель македонян представлен как воплощение римской добродетели и благородства. Таким рисовала его традиция, ведущая свое начало от Полибия, хорошо знакомого с семьей Эмилия Павла и библиотекой Персея, привезенной победителем в Рим. Современник Павла Лепида, Цицерон, например, также восхищался Эмилием Павлом, привезшим в эрарий столько денег, что «добыча одного императора позволила прекратить взимание податей; но себе в дом он не привез ничего, кроме вечной памяти о своем имени»14. Очевидно, стремлением Траяна связать свою победу в Дакийских войнах с героическими событиями древности следует объяснять включение этого типа в юбилейную серию, повторяющую республиканские денарии.

В состав республиканской серии Траяна входят также и копии монет военной чеканки времен Союзнической войны с изображениями легионных орлов и dii militares. Так, например, повторяется денарий монетария 89 г. до н.э. Л. Рубрия Доссена с головой Минервы на аверсе и Викторией в триумфальной квадриге на реверсе. Возможно, этот тип был выпущен в честь побед Гнея Помпея Страбона и других римских полководцев, которые в 89 г. до н.э. покорили Этрурию и Умбрию, взяли Аскул, что привело к разгрому северной федерации союзников и перелому в ходе войны в пользу римлян. Между тем, напомним, что и союзники использовали монету в качестве средства пропаганды: их денарии, чеканенные в Корфинии по римскому образцу, но с надписью ITALIA вместо ROMA, представляли один из ранних примеров военной чеканки, предназначавшейся для инсургентов. На реверсах их — аллегории: клятва союзников над заколотой для жертвоприношения свиньей или бык (тотем сабелло-самнитов), повергающий капитолийскую волчицу.

Из других монет военной чеканки, осуществляемой при чрезвычайных обстоятельствах императором — главнокомандующим на основании imperium’a являются примером денария Гая Валерия Флакка с изображением легионных орлов и штандартов.

Эти монеты выпускались им в Трансальпийской Галлии, наместником которой он был в 83 г. до н.э. Траян, сам сражавшийся с германцами на Рейне, не случайно выбирает галльские монеты Флакка и Дейдия для повторения, стараясь связать свои победы с победами прошлого.

В данную серию вошли и денарии другого сулланца — М. Метелла, монетария 82 г. до н.э. с изображением Аполлона на аверсе и македонского шлема с головой слона в центре на реверсе. Аббревиатура Q.F. после имени эмитента означает Qunti filius — сын Квинта (Метелла Нумидийского). Мы видим здесь и личную эмблему монетного магистрата, подчеркивающего заслуги своего предка, Квинта Цецилия Метелла Македонского, разгромившего войска Андриска в 148 г. до н.э. и превратившего Македонию в римскую провинцию.

Из монетных типов, прославляющих солдатское мужество и верность долгу, для республиканской серии Траяна были отобраны денарии с изображением сражающихся солдат. Так, на денарии Тита Дидия, битом в Галлии в 115 г. до н.э., показан поединок двух воинов — одного с хлыстом и щитом, другого с мечом и щитом (на аверсе — голова Ромы в шлеме). На денарии Г. Нумония Ваалы изображены солдат в шлеме, с щитом и мечом, и отделенный от него барьером человек, размахивающий дротиком (44 г. до н.э.). Эпизоды сражений и поединков не так уж часто фигурируют в монетной типологии периода Республики. Среди монет с подобным сюжетом имеется один любопытный тип (вошедший также в серию Траяна) с изображением Терма, защищающего раненного в бою товарища (монетарий 90 г. до н.э. Квинт Минуций Терм) — еще один пример воплощения virtus. Сражающиеся солдаты изображены также и на денарии Г. Сервилия, битом в 63 г. до н.э. и повторенным Траяном в 107 г.

Эта серия, таким образом, насчитывает всего около тридцати монетных типов, которые должны были объединиться со значительным числом монет Траяна, выпущенных для коммеморации его дакийских побед, общим контекстом.

Другие императоры также использовали монеты, пропагандирующие систему ценностей и идеи единства полководца и армии. Так, выпуски Галлиена в честь войск, получивших почетные наименования pia и fidelis, связаны с пропагандой pietas и fides среди легионеров. С pietas связаны и выпуски всех консекрационных монет, но их рассмотрение за редким исключением выходит за рамки нашей темы.

Особое место в системе римских ценностей занимало понятие Libertas. Естественно, Libertas понималось различными слоями населения неодинаково. Можно ли говорить о популярности этой идеи среди солдат? Очевидно, в определенные периоды римской истории — вполне можно. Это относится, например, ко времени Поздней республики и Ранней империи, когда libertas составляла одну из главных политических идей римского общества15, во имя торжества которой сражались легионы Брута, Октавиана, Антония и прочих, выпускавших монеты для солдат с надписью «Свобода». В таких случаях libertas неизбежно связывалась с evacatio и fides. В кризисные эпохи монеты с лозунгами типа libertas, fides, pietas особенно активно использовались лидерами различных группировок, опиравшимися в своей борьбе за власть на армию, в качестве средства политической пропаганды. Они составляют группу так называемых «программных монет». Это условное название монет лидеров частных армий времен гражданских войн («частных» императоров) и римских императоров вызвано содержанием монетных легенд, отражавших актуальные проблемы политической программы. Libertas в различных аспектах фигурирует на монетах чаще всего. Приведем несколько характерных примеров программных монет.

Монеты с надписью «Свобода» выпускались Брутом после убийства Цезаря. На одних из его денариев изображаласьунапка свободы (фригийский колпак) между двумя кинжалами, на других — Либертас (Илл. 46, в).

Libertas фигурирует и на денариях Гая Кассия Лонгина, вдохновителя заговора против Цезаря. На денариях Кассия (с титулом «император») изображалась Свобода и предметы авгурата. Чеканил их Лентул, бывший консул 49 г. до н.э., так же противник Цезаря (Илл. 4а). Эти монеты Брута и Кассия с Лентулом выходили в 44г. до н.э. и предназначались, прежде всего, для их армий.

Октавиан предстает в монетных выпусках послеактийского периода как libertatis vindex, выступая как «восстановитель» республики и свободы римского народа. Libertas трактовалась лидерами армий как свобода от тирании. На монетах ряда императоров изображалась Libertas restituta («восстановленная свобода») (Илл. 4г).

Фигурирует Libertas и на монетах Вителлия и Веспасиана их военной чеканки, а так же на монетах Адриана, Антонина Пия, Траяна и других императоров, которых официальная пропаганда представляла «освободителями» (Libertas). Монеты с военными сюжетами и лозунгами, прославлявшими перечисленные добродетели (сначала идеального гражданина, затем руководителя республики и, наконец, главы Империи), а также легендами, связанными с армией, ее лидером и покровительствующими ему божествами (gloria exercituum, virtus exercituum, imperator invictus, Sol (Hercules) invictus, etc.), обеспечивающими наступление «свободы», «вечного мира», res publico restituta, felicitas temporum, saeculum aureum и т.д., были направлены на поддержание попыток спекулятивного использования популярных социально-утопических идей в политической пропаганде, игравших очень серьезную роль, начиная с периода борьбы политических группировок последних десятилетий республики. Политические утопии, наиболее активно развивающиеся в переломные моменты истории, нашли свое отражение и оформление в идеологии принципата (и домината также, до известной степени — М.А.), представлявшей режим как «восстановленную республику», возвратившую на землю «золотой век», «вечный мир» и «благоденствие»16. Все эти понятия фигурируют в чеканке на протяжение всего периода Империи, практически не будучи связаны с действительностью. Даже в IV в. лозунги типа securitas rei publicae, сопровождающие изображение Виктории, солдат или императора с лабарумом, встречаются на монетах Валенса, хотя ни суть, ни форма режима уже много веков не имели к республике никакого отношения.

Армия и император выступали в официальной пропаганде гарантами «вечного мира» и «золотого века», наступающих благодаря их мужеству, и преданности долгу друг перед другом и государством. Периоды кризисов римского общества сопровождались всплесками утопических настроений. Определенные виды социально-политических утопий были свойственны и широкому слою солдат, что не могло не учитываться императорами, спекулирующими на этих настроениях легионеров в пропаганде посредством специальных монетных выпусков. Так, например, монеты Коммода с изображением императора в виде Геракла с рогом изобилия, яблоками Гесперид, с легендами, подчеркивающими, как всеобщее счастье зависело от добродетели императора (чаще всего, pietas), как и на солдатских медальонах из Паннонии, как бы возрождали идею архаического сакрального царя, от которого зависело благополучие его народа. Е. М. Штаерман связывает эти выпуски Коммода с данной идеей, возможно близкой солдатам, набиравшимся из примитивных племен с Рейна, Дуная, из Фракии и Британии17. Очевидно эти монеты отражают попытку Коммода, первого «солдатского» императора, проводившего антисенатскую политику, опиреться на идеи, популярные в солдатской среде. Этот тип монет с изображением Геракла и лстендами аис tor pie tat is и Pio imperatore omnia felicitas был явно обращен к армии, а не к сенату, который дал Коммоду прозвание «Pius» ради насмешки18. Претензии Коммода на создание своего культа как Римского Геркулеса также вызывали ненависть и насмешки сената и части населения, среди которого пользовались популярностью стихи, направленные против Коммода-Геркулеса19. Репрессии, которым подвергались сенаторы, как бы ассоциировались со стоящей перед сенатом статуей Коммода в виде Геркулеса, натягивающего лук. Этот ненавистный символ низвергли сразу же после его смерти20.

Возможно на солдат были ориентированы также и монеты, пропагандирующие параллели между императором и Александром Македонским. Сама идея показать, что в лице того или иного императора возрождается новый Александр, которому предстоит подобно Гераклу совершить подвиги, завоевать мир, бросить его к ногам Рима, имела давнюю традицию, восходящую еще к Сципиону Африканскому. При последних Антонинах, Северах, Константине I, Максимиане Геркулии эта идея начинает эксплуатироваться вновь, тесно связываясь с культом Геракла, который приобретает общегосударственное значение и пользуется огромной популярностью в армии и местах, где проживали вышедшие в отставку ветераны. Появляются монетные типы, в которых иконография императора восходит к чеканке Александра Великого. Не вызывает сомнения сходство, например, между головой Коммода на монетовидном медальоне 192 г. и изображениями Геракла или Александра на македонских монетах (Илл. 6а, б). Константин и Александр Македонский изображены в профиль на крупном медальоне (очевидно донативном) как два великих полководца и владыки огромных империй (Илл. 6в).

По сообщению Эли я Лампридия, Александр Север выбил много монет с изображением Александра, большая часть которых была из золота, остальные из электра21. Мнения историков относительно интерпретации этого отрывка текста расходятся из-за отсутствия четких нумизматических свидетельств: то ли это изображения самого Александра Македонского, то ли Александра Севера в одежде Александра Великого. В любом случае эта эмиссия была подражанием чеканке Александра22.

Подражанием македонским монетам является также тип лицевой стороны донативного медальона Максимиана Геркулия, о котором речь пойдет ниже (Илл. I), имеющий явные параллели с группой солдатских медальонов из Паннонии, пропагандирующих связь «золотого века» с императором.

Монеты других солдатских императоров от Максимина Фракийца до Нумериана пропагандируют сходные идеи наступления «золотого века» благодаря доблести императора и мужеству его армии. Продолжают пропагандироваться и основополагающие компоненты системы ценностей и идеи политического, военного и религиозного единства армии и ее лидера. Тем не менее, в пропаганде комплекса добродетелей, которую проводили в монетных выпусках «солдатские» императоры, происходит перестановка акцентов: fides — по-прежнему связывается с верностью солдат» a virtus и pietas становятся добродетелями императора (за редким исключением, как, например, в случае с выпусками Галлиена, прославлявшими pietas отдельных легионов).

В следующей главе мы сделаем попытку проследить, какую роль играли типы «Военная Фидес» (Fides militum) и «Согласие Войск» (Concordia Exercituum) в пропаганде верности армии присяге императору и согласию с ним.

Однако, прежде можно сделать следующие выводы:

1. Виртус, персонифицирующая, главным образом, военное мужество (доблесть), встречается на монетах в нескольких аспектах: как общее понятие военной доблести; как персонификация доблести армии; как божество из круга dii militares; как воплощение военной доблести императора, благодаря которой наступает «золотой век» (начиная с III в.).

2. Значительное внимание эмитентов уделяется пропаганде Pietas, связанной с благочестием полководца как главы религии армии; с долгом легионеров перед полководцем (императором) и Отечеством в его лице; с долгом по отношению к родным, т.е. с соблюдением mores maiorum. С этим же долгом перед родными, главой армии и Отечеством связана и добродетель fides, пропаганда которой активно ведется на монетах, выпущенных по случаю присяги войска своему лидеру.

3. Большую популярность в пропаганде официальной идеологии приобретают лозунги «Libertas» и «Res publico», помещаемые на монетах в периоды гражданских войн и других катаклизмов.

4. Наконец, судя по данным нумизматики, среди солдат пользовалась популярностью идея сакрального царя, о чем свидетельствуют выпуски Коммода, Александра Севера, Максимина Фракийца, Константина I и др. императоров, где они предстают в виде Геркулеса или нового Александра Великого, благодаря подвигам которого наступает мир и всеобщее благоденствие.

Пропаганда римских ценностей в выпусках монет для армии23

Добродетель или понятие, входившее в идеологическую и
нравственно-психологическую систему армии
Эмитент и год чеканки Монетные типы и лозунги
VIRTVS
1. Virtus как добродетель вообще. Л. Фуфий Кален, Муций Корд (I в. до н.э.) Денарий24. Л.с. Головы Чести и Доблести НО—VIR. О.с. Фигуры Италии и Ромы.
2. Virtus как персонификация военной доблести армии и божество из круга dii militares. Г. Нумоний Ваала (43 г. до н.э.) Траян (копия) Денарий25. Л.с. Голова Нумония Ваалы NVMONIVS VAALA. О.с. Воин в шлеме, с мечом и щитом, сражается с человеком, вооруженным дротиком, стоящим за барьером.
Г. Сервиллий (63 г. до н.э.) Траян (копия) Денарий. О.с. Солдат, сражающийся с врагом.
Т. Дидий (115 г. до н.э.) Траян (копия) Денарий. О.с. Легионер с мечом и щитом сражается с варваром, вооруженным кнутом и щитом.
Кв. Минуций Терм (103 г. до н.э.) Траян (копия) Денарий. О.с. Терм сражается с противником, защищая раненого товарища. TERM.
Помпей Магн (до 48 г. до н.э.) Денарий. О.с. Поединок воинов.
Антонин Пий (143 г.) Медальон-асс в честь победы над Британией — Гораций Коклес, переплывающий Тибр.
Гальба, Веспасиан (военная чеканка 68—69 гг.) Монетные типы Виртус и Гонос, изображенных вместе.
С 68 г. и далее Гальба, Веспасиан, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий, Вер, Коммод и т.д. Виртус в виде женской фигуры в вооружении амазонки, на монетах, выпускаемых во время войн I—II вв. VIRTVS.
Константин I, Констант, Константин II, Констанций II (323—367 гг.) Медная монета. О.с. Два воина с трофеями или военными значками. VIRTVS EXERCITI.
3. Virtus как персонификация военной доблести императора, благодаря которой наступает «золотой век», с III в. Гордиан III (238—244 гг.) Антониниан. О.с. Мужская фигура стоит влево, держит лавровую ветвь и копье, у левой ноги щит.
VIRTVS • AVG
Гордиан III (238—244 гг.) Антониниан. О.с. Геракл стоит влево и опирается на дубину. VIRTVTI • AVGVSTI
Карин (283—285 гг.) Тот же тип. VIRTVS • AVG
Проб (277—282 гг.) Антониниан. О.с. Проб в военной одежде поднимает ребенка, который держит рог изобилия — символ нового «золотого века».
PIETAS
1. Pietas по отношению к родным. Монетарии II—I вв. до н.э. Монетные типы, прославляющие знаменитых сородичей и род монетария26.
Военная чеканка (I в. до н.э.): Октавиан (42—29 гг. до н.э.) Военная чеканка в Галлии и Африке с портретом «Божественного» Цезаря.
Секст Помпей (ок. 42—38 гг. до н.э.) Денарий. Л.с. Голова Помпея Великого MAG • PIVS • IMP • TER. О.с. Нептун между катански-ми божествами Анапием и Амплионом, спасающими родителей.
Цезарь (52—49 гг. до н.э.) Денарий. Л.с. Голова Венеры. CAESAR. О.с. Бегущий Эней несет на левом плече своего отца Анхиза, в правой руке — палладий.
Антониан Пий (143 г.) Коммеморативный медальон в честь победы над Британией — Эней спасает отца Анхиза и маленького Юла.
2. Pietas военного лидера. Военная чеканка I в. до н.э. — III в. н.э. (От Цезаря до
Карина)
Монеты с изображением предметов жреческого обихода27.
Цезарь (военная чеканка в Галлии) Денарий. Л.с. Голова Pietas. О.с. Галльские трофеи.
Цезарь (чеканка в Риме ок. 46 г.) Ауреусы, денарии с головой Pietas с портретными чертами Цезаря.
Авл Гирций (чеканка для Цезаря в Риме) Ауреус. Л.с. Голова Pietas С CAESAR COS TER. О.с. Предметы жреческого обихода.
Луций Антоний (военная чеканка) Денарий. Голова Антония. Слева — lituus. О.с. Изображение Pietas, за спиной — рог изобилия, на котором два аиста. PIETAS COS.
Военная чеканка I в. до н.э. Антоний, Лепид, Октавиан, Пинарий Скарп и др. Монеты с указанием на занятие жреческой должности.
Коммод (180—192 гг.) Монеты с легендами «Auctor. Pietas», «Pio imperatore omnia felicitas».
3. Pietas армии по отношению к своему лидеру. Галлиен (258 г.) Монеты с легендой pia fidelis, выпущенные в честь нескольких легионов.
FIDES (militum)
  Октавиан (32 г. до н.э.) Денарий с изображением Октавиана в форме легионера, связанный с присягой, принятой провинциями.
Чеканка I—III н.э. Выпуски по случаю принятия присяги войском. Типы: сцены присягания войска на верность императору; Военная Фидес с различными штандартами. Лозунги: Fides, Fides Militum (Exercituum), Fides legionum.
LIBERTAS
1. Libertas как основная политическая идея римского общества в период Поздней Республики в Раннего принципата. Военная чеканка I в. до н.э.: «Программные» монеты:
М. Юний Брут (43/42 г. до н.э.) Денарий. Л.с. Голова М. Юния Брута. L.PLAET.CEST. О.с. Шапка свободы между двумя кинжалами.
Г. Кассий (42 г. до н.э.) Денарий. Л.с. Изображение Либертас. C.CASSI LIBERTAS. О.с. Жертвенный сосуд и lituus.
М. Юний Брут (43/42 гг. до н.э.) Денарий. Л.с. Изображение Либертас. LIBERTAS. О.с. Консул Л. Юний Брут между двух ликторов, впереди герольд.
Октавиан (28 г. до н.э.) Кистофор. Л.с. Голова Октавиана. IMP.CAESAR DIVI F.COS VI LIBERTATIS Р R VINDEX. О.с. Богиня Пакс. PAX.
Чеканка Гражданской войны 68—69 гг. н.э. Вителлий (69 г.) Денарий. Л.с. Голова Вителлия. LIBERTAS RESTITVTA О.с. Либертас стоит прямо, голова вправо; в правой руке — шапка свободы, в левой
— скипетр.
Веспасиан, Домициан, Тит. Денарии с изображением Либертас.
2. Libertas как демагогический программный лозунг официальной идеологии. Чеканка I—IV вв. Программные монеты с лозунгами «Libertas populi Romani», «Libertas
publica», «Libertas aeterna» и т.д.

Таким образом, военные лидеры Республики и императоры в своих выпусках для легионеров уделяли большое внимание пропаганде основных добродетелей и понятий, составляющих элементы мировоззрения солдат, идеологическую и нравственно-политическую систему, на которую опирались командующие армиями полководцы. Наиболее часто на их монетах фигурировали добродетели Доблесть (Virtus), Благочестие (Pietas), Верность (Fides), связанные с выполнением долга перед своим патроном в лице императора и родиной, а так же понятие Свобода (Libertas), имевшая особое значение среди римских ценностей.

Примечания:

[1] Утченко С. Кризис и падение римской республики. М., 1965. С. 185; Штаерман Е. М. От гражданина к подданому//Культура Древнего Рима. М., 1985.Т. I. С. 51.
[2] Утченко С. А Цицерон и его время. М., 1986. С. 101.
[3] Mattingly H., Sydenham Е. Roman Imperial coinage. I. P. 23
[4] см. Suet. Otho. 12. 2; Tac. Hist. 2. 49.
[5] SHA, vita Alex. 1.6.
[6] Tac. Hist. 1. 5.
[7] Ibidem, I, 17.
[8] Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. М. 1981. С. 22.
[9] Res gestae divi Augusti, XXXIX.
[10] Тас. Hist. 1.55.
[11] Штаерман Е. М. Социальные основы… С. 99—100.
[12] Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. С. 22.
[13] Plin. Sec. Panegyr. 13.15.
[14] Cicero. Deofficiis. 2. 22. 76.
[15] См. Wiizubski С. Libertas as a political idea of Rome during Late Republic and Early Principate.
[16] Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия?//ВДИ. 1992. №1. С. 62.
[17] Штаерман Е. М. Социальные основы религии… 287.
[18] SHA, vita Commodi. 8. 1.
[19] SHA, vita Diadum. 7.
[20] Herod. Hist. 1.15.
[21] SHA, vita Alex. 25.9.
[22] См. комментарии (прим. 96) к биографии Александра Севера//Властелины мира. Биографии римских цезарей от Адриана до Диоклетиана. М., 1992. С. 353.
[23] В данной таблице рассматриваются, в основном, монеты военной чеканки или выпущенные во время войн, на которых фигурируют лозунги и изображения в военном аспекте.
[24] Денарий не военной чеканки.
[25] На следующих пяти типах легенда virtus отсутствует, но изображения сражающихся солдат посвящены теме военной доблести.
[26] Среди этих типов есть и военные.
[27] Иногда присутствует легенда «PIETAS AVG», как, например, на монетах Максимина Фракийца.

Источник:

Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи. «Магнитогорское полиграфпредприятие». Москва, 1995.

 
© 2006 – 2019 Проект «Римская Слава»