Римская Слава - Военное искусство античности
Новости    Форум    Ссылки    Партнеры    Источники    О правах    О проекте  
 

Монета как средство пропаганды военной политики (Абрамзон М. Г.)

Проблемы военной истории Рима продолжают привлекать внимание исследователей. Существует довольно широкий круг публикаций, посвященных римской армии: ее численности и этническому составу, дислокации различных легионов, вооружению, тактике и т.д. Значительно меньше работ посвящено идеологии армии, культам, которые отправлялись легионерами и ветеранами, отношениям с лидером, провозглашенным войсками императором, факторам общественной психологии и общественного сознания, системе моральных ценностей, к которой апеллировали полководцы, пытаясь сплотить войска вокруг себя и обеспечить политическое, военное и религиозное единство между армией и лидером. Очевидно не только деньги, но и нечто не менее важное заставляло легионеров защищать интересы различных политических лидеров, стремящихся к власти, и сражаться с солдатами других легионов, которые оставались их согражданами в периоды нестабильности в стране. Но и в период подъема и расцвета Империи это единство армии и императора пропагандировалось всеми доступными средствами, от лозунгов и изображений на монетах, обращений лидера к войскам, до реальных шагов в социально-политическом плане: наделения ветеранов землей, вывода военных колоний, создания системы привилегий ветеранов, повышения им жалования и т.д. (мы не будем сейчас говорить об успехах или, наоборот, несостоятельности этих усилий и мер).

С момента кризиса республики армия становится решающей силой в политической жизни ртраны и остается таковой до падения Империи. На эту силу опирались все претенденты на власть в периоды гражданских войн конца Республики и Ранней империи или же в эпоху стабильности римского государства. Так или иначе, политический успех любого «легитимного» императора или узурпатора власти типа Ингенуя или Регалиана зависил от поддержки армией. Поэтому в системе идеологической и политической пропаганды, которую вели лидеры враждующих группировок, а затем и императоры и правительство, главное внимание уделялось армии. Пассажи античных авторов изобилуют описаниями, демонстрирующими взаимоотношения императора и армии, сценами выступлений командующих перед войсками, демонстрацией теми своей верности императору или, напротив, мятежей. Не последнюю роль, видимо, играла вера в харизму полководца, которая пропагандировалась им всеми доступными средствами.

Во избежание компиляций мы не будем подробно рассматривать ту роль, которую играли преторианская гвардия, паннонские, иллирийские, дунайские, рейнские, сирийские или африканские легионы в политических событиях того или иного периода Империи. Тацит, Иосиф Флавий, Геродиан, писатели истории Августов и другие дали потомкам прекрасную возможность представить себе картину настроений легионеров и ветеранов — этого широкого социального слоя, оказывающего значительное влияние на римское общество в целом. Именно армия оказывала влияние на религиозную жизнь населения провинций, способствовала их романизации; ветераны пополняли сословие декурионов, игравшее большую роль в экономической жизни Империи. Войны с варварской периферией и эксплуатация провинций при помощи оккупационной армии давали Риму материальные богатства — сырье и земли, приток людских ресурсов — рабов, колонов, военнопленных и добровольцев из варваров, из которых формировались целые легионы в римской армии. Легионы, дислоцированные в провинциях на границах с Барбарией, обеспечивали (насколько это было возможно, естественно) безопасность Империи, ее политическую и экономическую стабильность.

Полководцы добивались популярности среди легионеров и ветеранов, как было сказано выше, всеми возможными способами, включая раздачу денежных подарков и земли, а также при помощи постоянной политической пропаганды. Марий, Помпеи, другие лидеры поздней Республики и императоры проводили колоссальные по объему кампании наделения землей ветеранов. Солдаты не всегда были удовлетворены жалованием и качеством земли, что в совокупности с усиливающимися тяготами службы вело к мятежам. Мы знаем, например, каковы были причины мятежа в дунайских провинциях в последний год правления Августа и что Тиберию стоило огромных усилий подавить его.

Императорам приходилось искать способы удовлетворения интересов огромной массы солдат, что ко времени кризиса Империи делать было все труднее и труднее. Идеология и настроения этой огромной взрывоопасной массы требовали неустанного внимания со стороны правительства и различных мер. Отсюда императоры старались постоянно напоминать легионерам о долге перед ними и страною, об основных римских добродетелях, составляющих систему гражданских и военных ценностей. Очень часто они использовали для этого монеты, выпущенные в честь каких-либо армий, отдельных легионов, иногда преторианской гвардии, вспомогательных вексилляций и т.д. Видимо раздача монет с соответствующими легендами была достаточно почетной акцией, способствующей моральному, политическому и т.д. единению лидера со своими войсками.

Из просопографического материала и дедикаций нам известно, что значительная часть этого широкого социального слоя, наделенная императорской властью землей и обязанная ей всем, испытывала достаточно глубокий пиетет по отношению к правящему императору, династии, ее божествам-покровителям и проявляла политическую лояльность. Для самой же власти было чрезвычайно важно сохранить добрые отношения как с действующей армией, так и с ветеранами, вышедшими в отставку. Слой легионеров и ветеранов играл существенную роль в демографическом плане. Еще при Августе насчитывалось 23 или 25 регулярных армий, из которых, по сообщению Диона Кассия, к III в. осталось только 19. К ним необходимо добавить союзнические пешие, конные и морские части, количество которых Дион Кассий не берется определить, а также 10 тыс. преторианцев и 6 тыс. человек городской стражи1. Для содержания такой массы требовались огромные деньги, для чего, помимо статьи в бюджете, создавались специальные воинские фонды и проводились сборы с завещаний, дарений и т.д.

Колонии легионеров создавались по всей Империи с целью обеспечить средствами эту социальную группу и создать центры римской власти для контроля над оккупированной территорией. Колонии способствовали перениманию их окружением римских обычаев и латыни. Но главной задачей их существования была, естественно, военная. По мнению Д. Ирла2, влияние этих колоний на окружающие их народности было различным для Запада и Востока. На Западе Рим столкнулся с примитивной культурой и племенной организацией. Колонии ветеранов способствовали урбанизации Западной Европы. В этом вакууме римские обычаи и язык стали распространяться быстрее. На Востоке Август, например, не ставил цели заставить греков говорить на латыни. Колонисты, как считает Ирл, не романизировали греков, но сами подвергались влиянию эллинистической культуры.

Принимая в целом посылки Ирла, нам хотелось бы отметить, что культурный синкретизм победителей и побежденных народов представляет собой довольно глубокий феномен, требующий детального изучения. Нет сомнений, что не только культура эллинов высочайшего уровня, но и культура примитивных обществ варварского мира оказывала существенное влияние на римлян3. С усилением процесса варваризации римской армии становится более заметным, например, влияние на религию армии местных культов — как восточных, так и кельтских, иллирийских и т.д. К эпиграфическим свидетельствам добавляются и нумизматические данные (правда, не слишком обильные), которые мы рассмотрим ниже. Любопытный факт представляет появление в имперской чеканке монетных типов локальных божеств, культы которых были занесены в Империю во времена дакийских и других войн. Мы видим в этом влияние, которое оказывала религия армии на официальную римскую религию. В этом плане монеты представляют уникальный источник, дающий информацию, не перекрываемую часто другими видами исторических источников.

Очень кратко остановимся на системе экономических, политических и идеологических мероприятий властей, обеспечивающих поддержку их войском. Жалование легионера (рядового) до середины I в. до н.э. составляло около ста двадцати денариев, центурион получал вдвое больше. Цезарь платил солдатам двести двадцать пять денариев в год, офицерам соответственно больше4. Содержание вспомогательных войск точно неизвестно. Солдаты получали подарки и имели долю в добыче, По окончании службы в армии им давалась денежная сумма, достаточная для приобретения земли, или наделы. По свидетельству Диона Кассия, Август выплачивал преторианцам после 16 лет службы по пять тысяч драхм, остальным солдатам по три тысячи после 20 лет службы5. Из сообщений писателей истории Августов известно, что императоры, выдвигаемые солдатами, должны были дарить им крупные денежные суммы, иногда в несколько раз превышающие жалование6. Успешное окончание военной кампании также отмечалось денежными раздачами. Так, например, в 46—44 гг. до н.э. Цезарь отчеканил 20 млн. денариев в золотой монете, на которых был изображен его портрет в соответствии с разрешением на это сената; после победы Агриколы в Британии жалование легионеров увеличилось втрое. Подобных примеров можно привести массу. Иногда производились награды гривнами, бляхами, венками, браслетами, донативными монетами и медальонами. Часто, сразу же после провозглашения воинами своего полководца императором, тот торопился отчеканить монеты со своим именем и портретом, являющиеся как бы подтверждением его прав на власть, политических и военных успехов. Монета имела важное репрезентативное значение, проникала во все концы империи и охватывала широкие массы людей (и прежде всего, воинов, которым платили этой монетой). По сообщению Капитолина, например, после сходки воинов, на которой Опилий Макрин добился от легионов провозглашения своего сына Диадумена императором с присвоением тому имени Антонин (при этом воинам раздали по три золотых за императорскую власть и по пять за имя Антонина), в Антиохии немедленно была отчеканена монета с именем Антонина Диадумена7. Это сообщение подтверждается нумизматическими источниками: известны денарии из Антиохии с изображением Диадумена и его титулом «Август», на ряде других монет помещался титул «Цезаря». Лозунги и изображения на монетах военных чеканок, таким образом, были ориентированы на солдат, а сам факт их выпуска отвечал одновременно экономическим, политическим и идеологическим задачам, которые вставали перед правительством нового солдатского императора. Поэтому на монетах военной чеканки достаточно часто фигурирует Либералитас, персонификация Щедрости, свидетельствующая о стремлении императора или узурпатора власти заручиться поддержкой легионов.

Ветераны обладали, как показывают эпиграфические данные, существенными привилегиями, в частности освобождались от всех государственных налогов, торговых пошлин и повинностей. Их родственники могли стать римскими гражданами и также освобождались от налогов. Они имели привилегии в наследовании имущества, часто кооптировались в советы декурионов8 и т.д. Поскольку эти проблемы не входят в круг наших интересов и связаны с настоящей темой косвенно, мы ограничимся только данной информацией. Они достаточно освещены в литературе, как хорошо известен и состав императорской администрации в провинциях. Словом, этот круг проблем в определенной степени наиболее изучен.

Нас же интересует более механизм идеологического воздействия, которое оказывали на армию отдельные лидеры враждующих политических группировок поздней республики, императоры и их правительства. Также, весьма интересно проследить пути формирования общественных настроений среди солдат, их религии и мировоззрения, и роль в этом процессе политической пропаганды. С этой целью мы обращаемся к анализу, в первую очередь, нумизматических источников, поскольку монетные выпуски, как республиканского, так и императорского периодов, использовались различными эмитентами на протяжении длительного времени как прекрасное средство политической пропаганды.

При отсутствии печатного слова (или, вернее, почти при его отсутствии — в Риме имелось нечто вроде ежедневной «газеты» в современном понимании), самым мощным инструментом политической пропаганды являлась монета, которая оказывала большое воздействие на общество в целом и на отдельные слои и группы населения в частности. Преимущества этого средства пропаганды состояли в том, что оно легко тиражировалось, отличалось колоссальным разнообразием типов, что ориентировало его практически на все группы населения. Главная цель этого средства — пропагандировать популярность эмитента — будь то политический лидер поздней Республики, принцепс Ранней или доминус Поздней Империи, или кто-нибудь из эфемерных императоров, правивших в течение короткого срока, которых Рим знал немало. Все они выпускали монеты с легендами и изображениями, которые более чем часто ориентировались на главную опору их власти — широкий социальный слой легионеров и ветеранов.

Отсюда, нетрудно заметить, что изображение различных военных лидеров, боевых эпизодов, сцен из военной жизни, походов выступлений императоров перед войском, аллегорических композиций на военную тему, сопровождавшихся зачастую легендами содержащими названия или номера легионов, составляет значи тельную часть римских монетных типов как в позднереспубликанский, так и в императорский период. Почти все монеты военноной чеканки и, пожалуй, около половины всех монет императорского времени несли лозунги и изображения, рассчитанные либо н действующую армию, либо на ветеранов, получивших от имперетора земельные участки: на легионеров и ветеранов, живших колониях и муниципиях, императорская власть опиралась в проввинциях.

Попытки исследования общественной психологии и настроени римского общества, в том числе и легионеров, предпринимались до сих пор в литературе крайне редко9. Почти не приходится говорить о привлечении нумизматических источников для xapaктеристики идеологии, религии римской армии, ее роли в политческих событиях, в изучении которых имеются определенные лакуны из-за ненадежности письменной традиции. Между тем, монеты позволяют определить как номера и названия легионов, поддержавших того или иного претендента на власть, так и провинции, которые признали последнего в качестве императора — высшего военного и гражданского административного лица. Такие нумизматические источники могут расширить представление о религии римской армии, проникновении локальных культов в части, дислоцированные в различных провинциях Империи. И если в первом направлении — что-то уже сделано нашими предшественниками, то работы, посвященные анализу мировоззрения римской армии с привлечением данных нумизматики, нам практически не известны.

Обращаясь в настоящей работе к нумизматическим источникам, мы попытаемся сопоставить их с данными других источников, а также обобщить результаты исследований, имеющихся по данной проблеме или ее смежным аспектам. Мы надеемся, что наше исследование позволит несколько полнее реконструировать картину социально-политических отношений в Древнем Риме и определить роль монетных типов, ориентированных на легионеров и ветеранов, в пропаганде политического и идеологического единства между императорской властью и ее главной опорой — армией, крупной социальной и политической силой, занимавшей в Римской империи особое положение.

С другой стороны, вторая часть книги является попыткой составления типологического репертория, объединяющего типы монет по сюжетам на военную тему: сюда входят легионные монеты, триумфальные серии, отражающие победы римского оружия и успехи дипломатии, монеты с изображением императора как полководца и харизматического лидера и другие типы, которые будут рассмотрены ниже. Надо сказать, что монеты с изображением сюжетов, имеющих отношение к войне и армии, появились в глубокой древности, и иконография многих монетных типов Рима восходит не только к республиканским образцам, но даже к чеканке эллинистического и классического периодов, которые предлагают великолепные сцены баталий, изображение различных видов оружия, богов-покровителей военного дела, сцены триумфов и т.д. Так, например, на монетах Локр Опунтских (статерах 369—338 гг. до н.э.) изображается могучий обнаженный воин в коринфском шлеме, с коротким мечом и щитом в руках, в позе атакующего10. На вавилонской декадрахме 328—306 гг. до н.э., отчеканенной наместниками Александра Македонского, показана сцена боя всадника с двумя воинами, сидящими на слоне: всадник на вставшем на дыбы коне атакует сзади двух отбивающихся воинов на слоне, идущим вправо11. Это изображены сам Александр Великий и царь Пенджаба Пор. Традиция коммеморативных монет, увековечивающих победы, уходит в еще более глубокую древность. Так, Афины эмиссируют специальные декадрахмы в честь победы над персами в Марафонской битве. Сиракузы выпускают специальные монеты — демаретеи в честь победы Гелона I над Карфагеном. Позже появляются коммеморативные тетрадрахмы Евкратида (ок. 200 г. до н.э.) с изображением мчащихся всадников с копьями наперевес и пальмовыми ветвями в руках12, выпущенные, очевидно, в ознаменование каких-то побед над парфянами (к этому типу удивительно близок и римский «Decursio»). Подобных примеров можно привести массу.

Наконец, и римляне начинают выпускать триумфальные монеты по случаю побед. Уже на первых серебряных монетах, выпущенных во время Первой Пунической войны, изображаются мчащегося на конях Диоскуры с копьями наперевес, с которыми связывалась победа римской армии. Культ Близнецов (вначе богов-покровителей всадников) становится популярным среди населения, что нашло свое отражение на монетах. Во время гражданских войн и в императорский период монета становится одной из самых действенных средств пропаганды, которое используется лидерами разных политических группировок, а затем владыками Империи и различными претендентами на власть, опиравшимися борьбе на частные или государственную армии. Перед этим средством выдвигаются новые задачи: в период кризисов общества и в первое время после прихода к власти императоры стремились заручиться поддержкой армии, связанной с ними священной клятвой (fides); в период экспансии и роста Империи они пропагандируют успехи внешней политики, достигнутые благодаря миру и, наконец, в период кризиса Империи и борьбы с варварами они вновь апеллируют к верности войск и пропагандируют также победы, достигнутые благодаря армии и, прежде всего, собственным императорским добродетелям.

Цель настоящей части книги и состоит, как раз, в исследовании роли монеты в пропаганде союза лидера с армией, а также военных успехов отдельных лидеров и государства (в лице которого выступает император). Хронологические рамки исследования охватывают, в основном, чеканку Поздней Республики и Империи.

Примечания:

[1] Dio Cassius. Historia Romana, LV, 23—25.
[2] Eari D. The age of Augustus. London, 1968. P. 147—148.
[3] CM. Clavel-Leveque M. Le syncretisme gallo-romain: structures el sinalites. Rome, 1972; Item. La syncretisme dans les religions de l’antique. Leiden, 1975.
[4] Покровский М. М. Военное дело у римлян // 3аписки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне. М.: РИА «День», 1991. С. 19; по данным В. С. Дурова / Юлий Цезарь: Человек и писатель. Л. ЛГУ, 1991. С. 611, центурион при Цезаре получал 240 денариев (960 сестерциев) в год.
[5] Dio Cassius. Hist. Rom. LV, 23.
[6] Например, по свидетельству Элия Спартиана, Адриан по случаю усыновления Элия Вера произвел раздачу воинам трехсот миллионов сестерциев (SHA, vita Aeli. 3.3).
[7] SHA, vita Diadum. 2. 1—6.
[8] Избранные латинские надписи по социально-экономической истории Римской империи // Приложение к ВДИ за 1955—1956 гг. №1103; Fontes iuris romani antelustiniani. Florentia, 1941.1. № 78.
[9] Фундаментальное исследование Г. Буассье «Общественное настроение времен римских цезарей». Петроград, 1915., содержит в частности, интерсные замечания автора относительно роли религии во взаимоотношениях между солдатами и императором.
[10] Зограф А. Н. Op. cit. Табл. V, 16.
[11] Ibidem. Табл. X, 17.
[12] Ibidem. Табл. XV, 9.

Источник:

Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи. «Магнитогорское полиграфпредприятие». Москва, 1995.

 
© 2006 – 2019 Проект «Римская Слава»