Римская Слава - Военное искусство античности
Новости    Форум    Ссылки    Партнеры    Источники    О правах    О проекте  
 

Внешняя политика Рима в монетных типах (Абрамзон М. Г.)

В монетной типологии Рима и зависимых от него государств четко выделяются триумфальные серии и отдельные коммеморативные монеты, пропагандирующие успехи внешней политики римской державы. Традиция коммеморативных выпусков в честь военных побед Рима уходит во времена Республики. Еще на денариях конца II в. до н.э. появляется изображение Виктории, возлагающей венок на трофей, поддерживаемый пленником1. Вероятнее всего, эти монеты были выпущены в ознаменование победы римлян над кимврами и тевтонами, разбитыми Марием в 102—101 гг. до н.э. Эта победа выдающегося римского полководца означала спасение Италии, и выпуск соответствующих триумфальных монет представляется вполне обоснованным.

Какие-то победы над галлами или другими варварами были одержаны римлянами в первой половине 90-х гг. до н.э., что нашло отражение в триумфальных выпусках монетария М. Сергия (ок. 99—94 гг. до н.э.) с изображением скачущего всадника, держащего меч в правой руке и голову варвара2. Имеется масса других примеров триумфальных монет первой половины I в. до н.э.

Свое дальнейшее развитие эта традиция получает в чеканке монетариев I в. до н.э., происходивших из знатных родов, и в военной чеканке частных императоров, оперирующих на окраинах римской державы — Помпея Магна в Испании и на Востоке, Цезаря в Галлии, Марка Антония на Востоке, Агенобарба на Средиземном море и т.д. Некоторые типы персонификаций провинций, трофеи и пленники, сцены триумфов и т.д. символизируют покорение римлянами различных территорий.

В императорскую эпоху продолжает выпускаться значительное количество монет, тип которых составляют сюжеты на военную тему. Крупные войны, удачные операции и важнейшие дипломатические акты находят свое отражение в имперской чеканке и монетном деле зависимых государств и союзных городов. Масса новых монетных типов была инспирирована следующими событиями: в чеканке Августа — войной в Испании и парфянским походом; при Клавдии — войной в Британии; при Флавиях — Иудейскими войнами, войной Домициана против даков; при Траяне — I и II Дакийскими войнами, Парфянской войной; при Адриане — военными действиями против мавров, иудеев; в чеканке Антонина Пия — победами в Британии, Мавретании; в чеканке Марка Аврелия и Луция Вера — войнами с Арменией, Парфией, Маркоманнскими войнами; при Коммоде — Маркоманнскими войнами; при Северах — войнами с Парфией и т.д.

Из успешных дипломатических актов Рима на монетах Империи и вассальных государств отразились сцены инвеституры римских ставленников на престолах ряда стран, получивших власть из рук римского императора. Кроме этого, на монетах, посвященных успехам римской дипломатии, мы видим возвращенные Риму знамена, отбитые парфянами в битве при Каррах у Краса, и многое другое.

Любопытную информацию об экспансии Рима в период Империи могут дать не только собственно имперские монеты, но и монетное дело зависимых государств и городов, вынужденных участвовать в проведении римлянами внешней политики на границах, а также монетные находки за пределами Империи. Играя роль буфера между Римом и варварами или парфянами, а иногда и роль плацдарма для римских наступательных операций, такие государства отражали в своем монетном деле усиливавшуюся зависимость от Рима и участие своих контингентов в римских военных действиях. Многие из этих государств достаточно долго сохраняли формальную независимость, но их монеты свидетельствуют о римском влиянии и тесных связях с Империей задолго до признания ими верховной власти Рима.

Задачу настоящей главы мы видим в исследовании внешней политики Рима на основе нумизматических источников и выделении некоторых групп монетных типов, дающих представление об этом. Среди них особенно выделяются серии «provincia capta», посвященные подчинению ряда государств, преобразованных в провинции; небольшая группа монетных типов, объединяемых в серию «rex datus», выпущенных по случаю коронации римских марионеток; серии других триумфальных монет, увековечивающих победы римлян и их союзников и т.д. Часть монетных типов с сюжетами на военные темы атрибутируется, благодаря легендам, достаточно просто, некоторые, в особенности, с различными мифологическими сценами — довольно сложно.

Большой интерес представляет обращение ряда императоров к опыту поднереспубликанской чеканки, что как мы уже видели, случалось нередко в монетной типологии императорского периода. Внимательное исследование таких типов республиканских монет, отобранных для копирования, наводит на мысль, что императоры таким образом пропагандировали успехи своей внешней политики в тех регионах, где во времена Республики римляне уже одерживали победы, которые нашли отражение в монетной чеканке. Так, например, повторение типа денария с изображением пленного Югурты связано с победами Адриана в Мавретании, а копирование республиканского денария с изображением покоренного Ареты связывается с захватом Траяном части Аравии. Ниже мы рассмотрим подобные примеры подробнее. В императорский период армия и ее лидер в различных аспектах продолжают фигурировать на монетах, играющих роль средства пропаганды успехов внешней политики римского государства, особенно часто.

Тип «Provincia capta» и другие подобные серии

Любопытную группу монет, выпущенных по случаю покорения Римом других государств, обращаемых в вассальные или провинции, составляют типы из серии «provincia capta», а также других близких ей по контексту серий: devicta, recepta, subacta, pacata и т.д. Эти монеты чеканились, как правило, во время военных действий или непосредственно сразу после их завершения, ведущего к установлению на той или иной территории римских порядков. Выпуск их имел важное репрезентативное значение и пропагандировал успехи внешней политики Рима. Легенды на таких монетах отражают не только победы римской армии, но военный характер самого монетного дела, который оно принимало в отдаленных регионах Империи. Так или иначе, эти типы были связаны с римской армией и установлением Pax Romana. Однако они, как и многие другие монетные типы, например, монеты с изображением акта инвеституры римского ставленника римским императором, не всегда отражали реальные успехи римской внешней политики и потерю государствами, персонификации которых представлены в подобных типах, своей независимости.

Пожалуй, первыми монетами с такими легендами, эмиссирован-ными по случаю покорению Римом других стран, являются денарии Марка Антония и Клеопатры с надписью — Antoni Armenia devicta на аверсе вокруг портрета триумвира. На реверсе — голова Клеопатры и легенда — Cleopatrae regum filorum гедит (Илл. 12). Они были выпущены по поводу «победы» над Арменией и захватом царя Артавазда. Как известно, Антоний в 36 г. до н.э. начал восточный поход, имевший для него большое политическое значение, и ставивший целью разгром парфян. Пытаясь захватить парфян врасплох, Антоний повел свои войска через Армению, где ему было оказано сильное сопротивление. Антоний провел в Армении несколько лет и захватил Артавазда, предательски заманив его3. В 30 г. до н.э. армянский царь был умерщвлен Клеопатрой по наущению Антония. Поход, в провале которого был обвинен Артавазд, закончился полной неудачей, но Антоний, вернувшись в Александрию, отпраздновал по случаю «победы» над Арменией грандиозный триумф. Были отчеканены и соответствующие монеты, которые, возможно, раздавались войскам, участвовавшим в армянской кампании.

Празднование Антонием триумфа в Александрии, а не в Риме, как требовала традиция, раздача им римских владений детям Клеопатры и предоставление последней личной охраны из римских солдат — все это воспринималось как еще один вызов Риму. В числе ряда обвинений, предъявляемых Антонию Октавианом, было и то, что Антоний захватил Египет, не поделился с коллегой по триумвирату добычей из Армении, нарушил римскую верность по отношению к Артавазду и многое другое4.

После победы в гражданской войне Октавианом были выпущены монеты из тех серий, которые мы рассматриваем в настоящей главе. Победы Октавиана в Азии увековечивали специальные квинарии с изображением на реверсе Виктории, стоящей на cista mystica с венком в правой руке, в окружении змей по бокам, и надписью — Asia recepta. Эти монеты были выпущены Октавианом после того, как ставленники Антония в городах Малой Азии были лишены власти и вся провинция перешла на сторону преемника Цезаря. Скорее всего, они были отчеканены в 31—30 гг. до н.э., когда Октавиан двигался через Сирию и Азию в Египет, в столице которого укрылись Антоний и Клеопатра5. В Азии Октавиан принял четвертое консульство; на этих монетах впервые появляется указание на получение им титула «император» в 7-ой раз. Обычно преномен императора на монетах Октавиана не сопровождался номером, хотя он получал это титул 21 раз.

В 29—28 гг. до н.э. Октавианом были выпущены монеты с надписью «Побежденный Египет» (Aegypto capta). Как известно, Египет был обращен в личную провинцию Октавиана, который начал почитаться здесь как фараон и божество. Страна не подверглась разграблению, но, напротив, Октавиан заботился о ее благополучии, заставляя солдат даже расчищать ирригационную систему6. Заботясь о популяризации культа своего предшественника, Октавиан посвятил ему храм в Александрии, который предназначался для культа Антония. Это также нашло отражение на монетах из серии 7. На аверсах других денариев из этой серии изображалась голова Октавиана и легенда CAESAR • COS VI • (Илл. 13)8.

Следующие монеты из серии «Provincia capta» были выпущены Августом после восточного похода Тиберия в 20 г. до н.э. в Армению. Подчинение Армении было необходимо Риму, чтобы оказывать давление на Парфию, с которой были весьма сложные отношения. Тиберий возглавил римские войска в армянской кампании, вернул царство Тиграну III и в своем лагере перед трибуной возложил на него диадему9, т.е. осуществил акт инвеституры проримски настроенного Тиграна от лица императора. Август мог превратить Великую Армению в римскую провинцию, но предпочел передать это царство Тиграну через своего пасынка10, что диктовалось соображениями необходимости иметь союзное, вассальное государство для вмешательства во внешнюю и внутреннюю политику Парфии. Тем не менее, эти успехи Рима оказались непрочными, борьба с парфянами за влияние в Армении велась с переменным успехом еще более четверти века, пока не завершилась победой Парфии.

Однако даже временный успех Рима в парфянском и армянском вопросе в 20 г. до н.э. являлся крупным событием, что немедленно нашло отражение в серии монет с легендой — Armenia capta. В честь этих событий монетным магистратом Луцием Аквиллием Флором было выпущено несколько типов соответствующих монет11. На аверсе их изображалась Виртус, богиня Доблести, и легенда L • AQVILLIVS • FLORVS • III VIR •. На реверсе одного типа — армянин в тиаре и длинной одежде стоит на коленях с протянутыми руками (легенда — CAESAR • DIVI • F • ARME • САРТ •), на другом типе — армянин в тиаре и длинной одежде (легенда — CAESAR • DIVI • F • ARMENIA • CAPTA) — Илл. 14. Тиберий, естественно, на монетах даже не упоминается. В эту же серию входят и монеты с точно такой же легендой и изображением армянина, стоящего на коленях, выпущенные другим монетарием — Петронием Турпилианом. На аверсе изображались Вакх и легенда — TYRPILIANVS • III • VIR •.

Традиция выпуска монет «Provincia capta» была продолжена Веспасианом и Титом в серии «Iudaea capta», отчеканенной в бронзе, серебре12 и золоте13, в различных вариантах, сводящихся, в конечном счете, к одной аллегорической композиции: Иудея сидит на земле в позе скорбящей (иногда прислонившись спиной к пальме), позади — трофей из кирасы, шлема, щитов и т.д. Выпуск их относится к 70 г., когда армией Тита был взят и разрушен Иерусалим, что означало конец Иудейской войны. Монеты прославляли эту действительно крупную победу римлян, доставшуюся им в результате затраты огромных усилий. Иерусалим был сильной крепостью, со сложной фортификационной системой, состоящей из трех рядов стен, которая оборонялась тремя армиями14. Главный храм города также был превращен в крепость: на стенах его были установлены метательные орудия, баллисты и катапульты15. После шестимесячной осады (апрель—сентябрь 70 г.) Иерусалим лежал в развалинах; был разрушен и знаменитый храм, поскольку религиозный культ евреев, по мнению победителей, представлял главную идеологическую опору восставших. Здесь же, у горящего еще храма, куда были внесены священные знамена римлян, войска провозгласили Тита императором. Остатки населения были частью перебиты по указу Тита в день рождения его отца и брата, частью проданы в рабство. Иудейский народ был рассеян по всей земле.

Между тем, на монетах, посвященных коммеморации этой победы, имя Тита упоминается не всегда, как не упоминаются имена других полководцев в чеканке других императоров: Тиберия и П. Каризия на монетах Августа, Стация Приска и др. на монетах Вера и т.д. На аверсах коммеморативных монет 70 г. чаще всего изображается голова Веспасиана в лавровом венке, хотя имеются и аналогичные монеты с портретами Тита на аверсе (Илл. XXI). Даже триумф в Риме по случаю победы над Иудеей был справлен ими совместно, хотя сенат каждому назначил отдельный триумф16. Только мужская фигура в военной одежде, с копьем в руке, попирающая шлем и стоящая позади Иудеи, сидящей под пальмой, может интерпретироваться как изображение Тита, лишь позже появляются монеты с изображением триумфа Тита.

На монетах Домициана, выпущенных в апреле—ноябре 83 г., представлена аллегорическая сцена победы над Германией и надпись «Germania capta». На аверсе — голова Домициана и легенда — IMP • CAES • DOMIT • AVG • GERM • COS XI • CENT • PONT • PP. На реверсе — стоящий германец и германка, сидящая у трофея. У ног мужчины лежат шлем и щит; легенда — «Побежденная Германия»17. На остальных монетах, выпущенных в честь победы над германцами, подобная легенда отсутствует. Домициан лично возглавил боевые действия на среднем Рейне против хаттов, изгнавших римского ставленника, вождя херусков, Хариомера. К империи были присоединены значительные германские земли за Рейном и Дунаем, на правом берегу Рейна Домициан начал создавать limes, который затем в течение нескольких веков сдерживал напор варваров. Решительных побед в 8 3 г. не было, но Домициан присвоил себе титул «Германский», вошедший в его официальную титулатуру на монетах. После первого похода против хаттов Домициан справил в Риме триумф, вызвавший массу насмешек у античных авторов18. Монеты из серии «Germania capta» могли раздаваться императорам войскам и народу во время церемонии. Между тем, последние исследования противоречат ироническим замечаниям античных историков относительно того, что римляне не столько победили германцев, сколько справили над ними триумф19. Армия выполняла задачи, которые выдвигал на тот момент Домициан, и его триумф (и следовательно выпуск специальных коммеморативных монет) был вполне оправдан. Тема победы над Германией получила широкое развитие в монетной типологии вообще и при Домициане в частности. К чеканке Домициана времен германских войн мы еще вернемся в других главах нашей работы. При всем отрицательном отношении к Домициану литературной традиции монеты не дают основания обвинить его в преувеличении своих военных заслуг. Так, например, Домициан не выпускал много монет по случаю побед в Дакийской войне, хотя к 89 г. ему удалось добиться успехов в борьбе с Децебалом, признавшим себя вассалом римлян.

Легенда «Germania pacata» («Умиротворенная Германия») помещалась на монетах Траяна первых лет его правления. Усыновленный Нервой в 97 г. и провозглашенный годом позже императором в Colonia Agrippina, Траян продолжал оставаться на рейнской границе, где шли операции против германских племен в течение еще полутора лет. Траян отказался от завоевательной политики на Рейне и предпочел уладить германские конфликты мирным путем. Этим и объясняется характер легенды на некоторых монетах 98—100 гг., выпущенных во время «превентивных» войн с германцами, имевших целью лучшее обеспечение границ.

Создание провинции Дакии в 106 г., после окончания II Дакийской войны, было отмечено Траяном выпуском нескольких монетных типов из серии «Dacia capta». К этому времени Траян разгромил даков, взял их столицу Сармизегетузу, захватил сокровища их царя и довел его до самоубийства20. Среди массы военных типов, которые дали Дакийские войны, появляются монеты с легендой «Побежденная Дакия». Эта легенда сопровождает изображения пленных дакийцев, сидящих у трофея, моста, построенного Траяном через Дунай, персонификации Дуная в виде лежащей женской фигуры21.

«Armenia capta» («Побежденная Армения») вновь возникает в выпусках Луция Вера в 162—163 гг. в виде женской фигуры в тиаре, штанах, доспехах, с луком и колчаном, стоящей на фоне трофея22. Эти монеты чеканились после побед, одержанных в Армении полководцами Вера, который не был особенно талантлив сам, но прекрасно умел использовать талантливых людей из своего окружения. Есть тип и «Parthia capta».

Близок по контексту к типу «provincia capta» и тип «provincia subacta» на монетах (сестерциях) Марка Аврелия с изображением Германии, сидящей на земле около щита и копий, с легендой GERMANIA • SVBACTA • IMP • VI • COS III23. Эти монеты входят в огромную серию типов, выпущенных Марком Аврелием во время Маркоманнских войн (167—180 гг.), которые велись против множества германских племен (готов, лангобардов, квадов, мар-команнов, вандалов, лакрингов, хавков, хаттов, озов и т.д.), сарматов, аланов и, возможно, славянских племен. Опуская подробности войн, отметим, что гигантским напряжением сил римской армии, состоящей из италиков, рабов-волонтеров, гладиаторов, разбойников Далмации и Дардании, вспомогательных отрядов из германцев24, удалось одержать победы в 172—173 гг., о чем свидетельствуют монеты с изображением Германии, сидящей на земле с трофеем из оружия в руках. Тип «Germania subacta» появился в 173 г., что следует из указания на трибунскую власть, полученную императором в XXVII раз. Однако этот коммеморативный выпуск «Укрощенная Германия» символизирует лишь временные победы в Германской и Маркоманнской войнах25, которые вскоре возобновились с новой силой.

Естественно, все описанные выше типы (за исключением монет Антония и Августа) отличаются от других монет с подобными изображениями только легендой. Как уже говорилось, резчики были беспомощны в изобретении новых тем и придерживались привычных трафаретов. Поэтому покоренная страна изображалась чаще всего в виде женской фигуры или пленников, сидящих возле трофея. Можно увидеть Британию, Парфию и т.д. со связанными руками, сидящую на земле, пленных даков, германцев, сарматов. Тем не менее, именно легенда «provincia capta (subacta, devicta etc)» заставляет нас выделить некоторые монеты в особую группу из числа аналогичных типов: нам кажется, что монеты с подобными надписями выпускались в какие-то кульминационные моменты войн, когда просто изображения пленных было недостаточно, чтобы подчеркнуть всю важность события.

Можно назвать еще несколько типов, близких по контексту к серии «Provincia capta». Среди них — выпуски Луция Вера 162—164 гг. в честь победы над Арменией и Парфией. Армения изображалась одетой в плащ и штаны до пят, сидящей на земле (иногда положив подбородок на правую руку) рядом с трофеем (или вексиллумом). Аналогично изображалась и Парфия — в виде женской фигуры со связанными за спиной руками, сидящей рядом с колчаном, луком и шестиугольным щитом. На сестерциях Марка Аврелия изображается Британия в тунике, сидящая на скале, со штандартом и щитом26. Этот тип посвящен покорению британцев при Антонине Пие (отсюда на аверсе — его портрет), легат которого — Лоллий Урбик — победил шотландские племена и построил новый земляной вал27 (вал Антонина). Последний тип по контексту близок к серии «provincia capta».

Наконец, покоренные провинции и зависимые государства фигурируют в большой серии «Provincia», выпускавшейся Траяном, Адрианом и Антонином Пием.

Захват Набатейского царства в северо-западной Аравни, произведенный римской армией в период II Дакийской войны, позво-дил Траяну образовать на завоеванной территории провинцию Аравию. Это событие, позволившее Риму контролировать караванные пути из Аравии и от Красного моря к палестинскому побережью, получило отражение в монетной типологии. На реверсах денариев изображалась Аравия с пучком тростника в левой руке и ветвью в правой руке, вытянутой над верблюдом28. Захват Аравии воскресил в памяти римлян события восточной кампании Помпея, в свое время подчинившего царя петрейских арабов, изъявившего покорность полководцу, который вел войска на столицу Аравии. Во время празднования триумфа Помпея название Аравии фигурировало среди других стран, перечисленных на таблицах, которые несли впереди процессии29. На денариях 58 г. до н.э. курульного эдила Марка Скавра и его коллеги изображался царь Аравии Арета на коленях, державший за узду верблюда и протягивающий ветвь (легенда — EX • SC • REX • ARETAS); на реверсе — Юпитер в квадриге. Этот тип был отобран Траяном для копирования среди других республиканских денариев30. Оба типа денариев, таким образом, связываются между собой общим контекстом серии «provincia capta», а само обращение Траяна к опыту республиканской чеканки объясняется соответствующими успехами его внешней политики.

Выпуски Адриана из серии «Провинция» и «Adventus» мы здесь рассматривать не будем, т.к. эти монеты были связаны, главным образом, с его путешествиями. Зато на монетах Антонина Пия провинции предстают в виде покорных союзников, предлагающих императору корону. Этой сценой подчеркивается зависимость провинций и вассалов от Рима, обязанных поставлять свои контингента для римской армии — об этом свидетельствуют национальное оружие или знамена, которые держат в руках персонификации.

Триумфальные, выпуски в честь побед римского оружия

Помимо монет из серии «provincia capta» римская монетная типология включает огромное число других триумфальных типов, прославляющих военную политику Рима и успехи отдельных императоров. Все крупные военные операции и акты внешней политики римлян нашли свое отражение в монетных выпусках позднереспубликанского и императорского периодов, используемых государством и отдельными эмитентами в качестве средства пропаганды. Традиция коммеморации военных успехов в специальных монетных типах уходит корнями в республиканское прошлое. Многие полководцы республики изображались на монетах, хотя до Цезаря только один из них удостоился этой чести при жизни — Тит Квинкций Фламинин, победитель македонцев при Киноскефалах в 197 г. до н.э., чьи портреты попадают на редкие статеры получивших свободу греческих городов. Изображения портретов остальных полководцев, а так же эпизодов, принесших им военную и политическую славу, появились уже после их смерти на монетах потомков из числа монетных магистратов, стремящихся прославить в выпусках свой род и подвиги предков.

В республиканское время появились и основные военные типы, которые служили образцами для подражания у резчиков штемпелей периода империи. Среди таких типов (кроме тех, о которых говорилось в предыдущих главах) широкое распространение получили изображения трофея и пленных варваров, сидящих на земле, типов Виктории, Марса, Ромы и т.д. В данном разделе мы попытаемся проследить в хронологическом плане, события каких войн были увековечены в монетных выпусках, начиная с Помпея.

1. Выпуски Помпея

Великим римским полководцем Гнеем Помпеем Магном было выпущено несколько триумфальных монет по случаю одержанных им побед. Выше уже упоминался денарий Скавра и Гипсы, битый в 58 г. до н.э. и повторенный позже Траяном, который был посвящен подчинению Риму царства арабов-набатеев во время восточной кампании Помпея. В 61 г. до н.э. Помпей выпустил ряд денариев по случаю победы над Серторием и его полководцами в Испании. Квинт Серторий, бывший претор Испании, после сулланского переворота удалился в Мавретанию, где поступил на службу к одному из местных царьков. В 80 г. до н.э. возглавил восстание в Испании и провозгласил ее независимость. Серторию удалось разбить ряд римских полководцев, посланных против него, включая и Помпея (75 г. до н.э.). Однако после гибели Сертория (в результате заговора Перперны) Помпей без особого труда разбил войска испанцев и снова подчинил Испанию римской власти31. Эти события нашли отражение в специальных триумфальных выпусках Помпея: на одном из типов денариев изображены Помпей и стоящая на коленях женская фигура, персонифицирующая Тарракону; на другом денарии Тарракона коронует полководца32. По контексту оба этих типа близки к мотиву «Provincia capta», рассмотренному выше, который нашел развитие в серии «Provincia» Антонина Пия с изображением провинций, передающих императору корону.

2. Выпуски Цезаря

За время войны в Галлии Цезарем было выпущено несколько типов по случаю одержанных побед. Первая крупная победа была одержана в сентябре 58 г. до н.э. над Ариовистом, вождем свевов. Германцы были наголову разгромлены, переправиться за Рейн удалось немногим, включая Ариовиста, обе жены и дочь которого погибли33. Победа над Ариовистом позволила Цезарю одновременно закончить и войну с гельветами. По случаю первой победы Цезарем был отбил денарий с изображением слона на аверсе (эмблемы рода34) и предметов жреческого обихода (Илл. 15).

В честь победы при Алезии в 52 г. до н.э. над Верцингеторигом были отчеканены денарии с головой Венеры на аверсе и аллегорической композицией на реверсе: трофей из панциря, шлема, двух щитов, военных труб; справа и слева от трофея — обнаженные фигуры. Слева — плачущая женщина (скорее всего, Галлия). Фигура справа изображена с закрученными руками — возможно, это Верцингеториг. Такая интерпретация мужской фигуры не лишена оснований, т.к. последний был выдан Цезарю живым35. Галльские трофеи представлены и на денарии другого типа, битого по случаю галльских побед Цезаря (на аверсе — голова Pietas) — Илл. 16.

3. Выпуски Антония и союзников

Морской трофей на носу корабля изображался на монетах для легионеров союзника Антония, Гнея Домиция Агенобарба, чей флот господствовал в Адриатике (на аверсе — портрет Луция Домиция Агенобарба) — Илл. 17а.

Изображались трофеи (панцирь, шлем, два щита и два копья) и на денариях Антония. Вероятно, этот тип мог быть выпущен после побед над парфянами, одержанными легатом Антония Публием Вендитием Бассом в 39—38 гг. до н.э. (Илл. 17б). «Победа» Антония над Арменией также нашла свое отражение в его чеканке, о чем говорилось выше.

4. Выпуски Августа

Победа Октавиана над армией Антония и Клеопатры при Акции ознаменовалась выпуском нескольких типов денариев: типом ростральной колонны со стоящей на ней фигурой Октавиана с копьем и кинжалом в руках (Илл. 18в), типом морских и воинских трофеев на носу корабля (Илл. 18а, б), типом Виктории, стоящей на корабельном носу с венком и пальмовой ветвью в руках, на обороте этого типа денария — Октавиан, стоящий в триумфальной колеснице (Илл. 25). Несколько позже появились и другие монеты — с изображением квадриги с Августом, венчаемым Викторией, и т.д.

Коммеморативными монетами была отмечена и победа в войне в Испании, где в 28 г. до н.э. развернулось восстание кантабров, на подавление которого прибыл сам Август36. Из-за его болезни войну завершали легаты — Антистий Вет и Публий Каризий. Последним было выпущено несколько монет с изображением испанских трофеев (один с Викторией), состоящих из шлема, панциря, копий, щита и груды оружия (Илл. 18г). Некоторые типы испанских денариев мы рассмотрим в других главах.

Важная дипломатическая победа над Парфией была отмечена выпуском триумвира Луция Каниния Галла, изобразившего на денариях 20 г. до н.э. парфянина, передающего знамя (Илл. 18д). Победе над Арменией посвящены денарии Луция Аквиллия Флора и Турпилиана. Неизвестно, каким событиям посвящен денарий Августа с изображением мчащейся квадриги с пальмовой ветвью (Илл. 18е): вероятно, официальная пропаганда стремилась подчеркнуть этим типом успехи римской армии в Эфиопии или в Аравии. Если поход Петрония в Эфиопию завершился взятием ее столицы Напату37, то экспедиция Элия Галла в Аравию была не слишком удачной. Тем не менее, Август представляет эти события как один сплошной триумф: «…огромные обоих враждебных народов войска были перебиты в сражении, и множество городов захвачено»38.

Выпуски Августа показывают, что официальная пропаганда стремилась прославить любые успехи армий, которыми командовали его легаты, даже если военные кампании не были доведены до победного конца.

5. Выпуски Юлиев-Клавдиев

Собственно монеты Юлиев-Клав-диев после Августа не слишком часто предлагают какие-либо новые военные типы, связанные с их внешней политикой. На реверсах чаще всего изображаются божества и обожествленные понятия, либо члены династии, объявленные божественными. Крупных, так называемых военных серий с изображением триумфов, трофеев и пленников, предназначенных для оплаты войска, ими не выпускалось. Отдельные монеты с военными сценами, естественно, появлялись. Так, например, при Клавдии был выбит коммеморативный тип с изображением императора, стоящего в триумфальной квадриге39. Скорее всего, он посвящен завоеванию Британии, куда вторглась римская армия под командованием А. Плавция Сильвана в 43 г. Клавдий добрался до Британии во главе другой части армии и занял юго-восток Англии. Легат Публий Осторий Скапула, назначенный им наместником Британии, разбил царя силуров и ордовиков Каратака и захватил его столицу Камулодун. Британцы потерпели поражение, Каратак, бежавший к царице бригантов Картимандуе, был выдан ею римлянам, захватившим ранее его семью. Клавдий даровал царской семье свободу40. После этого, оставив полководцев Авла Плавция и Остория Скапулу (а после его смерти — Авла Дидия) продолжать завоевание Британии. Клавдий вернулся в Рим и в 44 г. отпраздновал триумф «с великой поспешностью»41. По этому поводу, видимо, и были отчеканены медные монеты с портретом Клавдия в лавровом венке на аверсе и триумфальной сценой на реверсе.

Клавдием было выпущено несколько монет и в честь выдающихся побед своих родственников. Память его отца Нерона Друза, завоевателя Реции и Германии, была почтена выпуском монет с изображением триумфальной арки, венчаемой конной статуей Друза и трофеями, а также типом трофея из копий и шестиугольного германского щита42. По постановлению сената, победителю германцев, первому из римлян совершившему плавание по северному Океану и прорывшему огромные каналы для кораблей за Рейном, была установлена арка с трофеями на Аппиевой дороге и присвоено прозвище «Германию» (ему и его потомкам). Сам Друз умер в летнем лагере в 9 г. до н.э., тело его было доставлено в Рим и погребено на Марсовом поле, где войско насыпало курган, вокруг которого каждый год солдаты устраивали погребальный бег, а галльские общины совершали всенародные молебствования43. Клавдий чеканил также монеты по случаю победы Германика, возвратившего в Рим отбитые у германцев знамена.

В чеканке Нерона военные типы почти отсутствуют, напротив, чеканились монеты (золото, серебро, бронза) с изображением храма Януса с закрытыми дверями и надписью: «Доставив римскому народу мир на суше и на море, закрыл храм Януса» (Илл. 19).

Эти монеты были отчеканены после инвеституры Нероном прибывшего в Рим Тиридата. Нерон был провозглашен за это императором, принес лавры в Капитолийский храм и запер заветные ворота Януса в знак, что нигде не ведется войны44. Изображаются на его монетах и триумфальные арки, хотя гордиться было особенно нечем: в 61 г. римская армия понесла поражение в Британии от племени иценов во главе с царицей Боудиккой45, и Нерон даже собирался вывести оттуда войска46. В Армении в 62 г. Вологез одержал победу над армией Цезенния Пэта47, Сирия еле держалась48. Между тем, в Риме еще в начале войны с парфянами начали строить триумфальную арку и воздвигать трофеи на середине Капитолийского холма. После поражения армии на Востоке, сенат не остановил работ, так как, пишет Тацит, стремление к показному блеску заглушало в нем веления совести49. Ранее, еще одна из триумфальных арок была воздвигнута в честь Нерона, провозглашенного войсками императором после того, как его легат Корбулон сжег столицу Армении Артаксату50. Эти арки и изображаются на монетах Нерона, например, Парфянская Арка на сестерциях.

6. Выпуски гражданской войны 68—69 гг. и Флавиев

Из типов, посвященных победе, внимание заслуживают денарии Вителлия с изображением крылатой Виктории51, выпущенные, скорее всего, после победы при Бедриаке, одержанной над армией Отона, после чего новый император проходил по городам как триумфатор52. Монеты Вителлия представляют одну военную серию и предназначались, прежде всего, для оплаты войска. На легионеров были рассчитаны также изображения и лозунги на них. На великолепных сестерциях, например, изображена сцена встречи Вителлия с представителями сената, которая состоялась в Тицине, куда император прибыл во главе войск (в том числе, V легиона и галльских вспомогательных отрядов)53. С триумфом Вителлий въехал в Рим, гоня перед армией сенаторов и народ. Впереди двигались орлы I Италийского, V Алауда, XXI Стремительного и XXII Изначального легионов, по обеим сторонам — вымпелы отрядов, выделенных из I Германского, IV Македонского, XV Изначального и XVI Галльского легионов, следом — двенадцать значков кавалерийских отрядов, легионеры, конница, тридцать четыре пешие когорты, разделенные по племенам и видам оружия. Высшие офицеры, все в белом, шагали перед орлами, за ними по центуриям — остальные, блестя на солнце фалерами и нагрудными украшениями (torquis). В своей первой речи Вителлий восхвалял самого себя, свою энергию и миролюбие54. Лозунг Pax Augusti и пожимающие другдругу руки Рома (или Виктория) и Вителлий украсили латунные дупондии 69 г.

Победы Веспасиана отмечены выпуском монет с изображением императора в триумфальной квадриге (имеется такой же тип в честь Тита), несколькими типами сидящей у дерева плачущей Иудеи (без «capta»), типами Веспасиана в военной одежде, стоящего рядом с Викторией (77—78 гг.), типами dii militares, другими военными типами: орлами, легионными значками, штандартами, шлемами на троне и т.д.

Одержанные Веспасианом победы ознаменовываются так же типом Виктории, кладущей круглый щит на трофей, у которого сидит пленник. Такие монеты выпускались в 79 г. и после его смерти (в коммеморативной серии Divus Augustus Vespasianus)55.

Как свидетельствуют типы монет Домициана, чеканенных в 77—78 гг., при его участии были одержаны какие-то победы в эти годы над германцами. На аверсе их помещался портрет Домициана и легенда CAESAR • AVG • F • DOMITIANVS, на реверсе — бородатый варвар, одетый в тунику, стоящий на коленях с вексилуммом и штандартом в руках. На других монетах изображался всадник в шлеме (может быть, это сам Домициан как princeps iuventutis). На третьих — два сидящих спиной друг к другу пленника у трофея и т.д.56. Поход против хаттов и дакийские войны Домициана дали несколько типов, посвященных победам над даками, маркоманнами, свевами. После первого похода Домициана (в его девятое консульство — 83 г.) появляются монеты из серии «Provincia capta», с пленными германцами и трофеем на реверсе. Появляются типы: Iovi Victor («Юпитер-победитель»), Домициан — debellator, стоящие легионеры57 и т.д. В семнадцатое консульство (95 г.) вновь чеканятся монеты с изображением Германии, сидящей на щите. В честь победы 83 г. выпускались сестерции с изображением Porta Triumphalis58.

Чеканились при Флавиях и типы dii militares: Марс (перед трофеем; с копьем; с легионным орлом)59, Рома (с тем же набором атрибутов), Виктория, Минерва с копьем и щитом, Виртус, попирающая пленника и т.д.

7. Выпуски Антонинов

Из монет Траяна четко выделяются типы, связанные с внешней политикой в течение обеих Дакийских войн и Парфянской кампании. Празднование триумфа над Дакией и Децебалом вызвало появление типа Марса, несущего копье и трофей, и множество типов Виктории: пишущей на щите, воздвигающей трофей, венчающей Траяна, стоящей на проре с пальмовой ветвью и т.д. Есть типы Геркулеса и Виртус. Все это — военные божества императорского дома60, подробнее мы рассмотрим их в соответствующей главе. В 102 г. Траян разбил Децебала под стенами Сармизегетузы и заключил с ним мир. Последний признал себя вассалом Рима, был вынужден разрушить часть своих крепостей и принять римские гарнизоны в другие. Однако формально он сохранил независимость Дакии. Траян отпраздновал триумф, в честь чего и были отчеканены эти монеты.

Вторая Дакийская война дала новые военные типы, связанные с окончательным разгромом даков и созданием провинции Дакии. Среди этих монет есть типы с изображением Траяна в квадриге; Траяна в компании с Виртус и Викторией; Траяна как debellator’a, сидящего на троне или на коне, с пленным дакийцем у ног; Траяна в виде великодушного победителя, получающего щит в знак покорности от дакийца, стоящего на коленях. Другие типы военных штампов (Марс, рыдающая Дакия, трофей, штандарты) прямо или косвенно связаны с победой над Дакией61. Можно добавить типы сестерциев и денариев с изображением пленного дакийца, сидящего в позе скорбящего возле трофея62; тип Виртус; тип Паке, сидящей на троне с оливковой ветвью (или колосьями) и скипетром, перед которой — коленопреклоненный дакиец с протянутыми руками63. Здесь и персонификации и божества: Виктория, Pax Dacian и т.д. Большая серия монет имеет легенду «Dacia capta». В честь победы во второй Дакийской войне вновь выпускаются типы Марса с копьем и трофеем, а так же тип Ромы Victrix, пленящий Дакию. Последний тип символизирует национальный аспект победы: Рим — триумфатор, Дакия повержена и лежит на земле64. Изображается и колонна Траяна, воздвигнутая им в честь победы на новом форуме между Капитолием и Квириналом.

Следующий выпуск Траяна связан с победами в Парфянской войне и получением им титула «Парфянский». В 115—116 г. чеканились монеты с изображением Виртус, Марса, Провиденции, фортуны Redux, Фелицитас, Паке, Гения, Bone Eventus и легендой, включающей «PARTHICO».

В чеканке Адриана большой интерес вызывает повторение денария Фауста Суллы, монетария 62 г. до н.э., с изображением Бокха на коленях с ветвью в руке, передающего Сулле своего племянника Югурту. Тип, возможно, копирует сцену с перстня-печатки Луция Корнелия Суллы, приказавшего вырезать на нем изображение своего подвига65. Перстень вполне мог храниться в семье Суллы после его смерти и служить прототипом для монет его сына. В монетной типологии встречается немало случаев, когда произведения глиптики копировались резчиками штемпелей. Этот тип был скопирован Адрианом в 135 г. и посвящался победе над Мавретанией Цезарейской, восстание в которой в начале правления Адриана было подавлено Марцием Турбоном Фронтоном Публицием Севером, ставшим ее прокуратором66. За подавление волнений мавров (в числе других заслуг) сам Адриан удостоился назначения сенатом благодарственных молений67. Копирование оригинала республиканского денария должно было связать подвиги Адриана с победами прошлого; то же самое наблюдается в чеканке Траяна, Антонина Пия и Марка Аврелия, обращавшихся к старым монетным типам.

Раздел Дакии при Адриане на Верхнюю (Superior) и Нижнюю (Inferior) был отмечен выпуском монет с изображениями Dacia Superior и Dacia Inferior в виде географических персонификаций. Эта важная военно-административная реформа произошла при Турбоне, которому после подавления волнений мавров Адриан поручил наместничество в Дакии и Паннонии, что было вызвано нападением на границы Империи племен сарматов и роксоланов68.

Тип Виктории с пальмовой ветвью в руке появляется в чеканке Адриана в 125—135 гг. среди многих других типов военных божеств — Ромы, Минервы, Нептуна, Виртус и т.д. Тип Victoria Aug., выпущенный в 135 г.69, посвящался победе над восставшими иудеями, одержанной полководцем Гаем Юлием Севером, вызванным из Британии в 134 г., и Адрианом, лично возглавившим театр военных действий.

В чеканке Антонина Пия так же встречаются типы монет, выпущенные в честь побед. Победа Лоллия Урбика в Британии была отмечена выпуском монет с изображением Виктории, сопровождавшейся аббревиатурой Brit. Это сокращение может означать «Britannica Victoria», но никак не титул «Britannicus», т.к. Антонин официально никогда его не имел70. Виктория, трофей и пленник изображаются на медальоне 143 г., выпущенного в ознаменование победы над Британией. Этот медальон является одним из первых символов празднования победы римлян71. Коммеморация победы отмечена также специальным выпуском с титулом IMP И, включавшим изображения Кибелы, Аполлона, Геркулеса, Минервы, Нептуна и т.д. и различных мифологических сюжетов. По мнению Маттингли, не все типы мифологических сюжетов были связаны с победами. Он затрудняется объяснить, например, значение монеты с изображением поединка Лапифа и Кентавра72.

На медальоне 160 г. показаны Антонин Пий и Виртус в доспехах, стоящие перед склонившейся Африкой, сопровождаемой львом. Сзади — Виктория воздвигает трофей. Этот тип посвящен окончанию долгой войны в Мавретании73. Римская армия, боровшаяся с маврами, проникла глубоко в горы Атласа. Император заставил мавров просить мира74.

Победы преемников Антонина Пия над Арменией, Парфией, Мидией отмечены монетами с упоминанием соответствующих титулов и серией «Armenia capta». После того, как пала столица Армении Артаксата, появились денарии с изображением сидящей на земле Армении в позе скорбящей, поддерживая опущенную голову правой рукой (без легенды Armenia capta). Они чеканились в 164—165 гг.75 Победа над Парфией ознаменовалась типом Виктории с пальмовой ветвью и щитом с легендой VIC/PAR • TR • Р • XX • IMP IIII • COS III (Виктория Парфянская), выпущенным в 165—166 гг.76

На другом типе денариев Луция Вера изображена сидящая на земле Парфия со связанными за спиной руками, перед которой — лук, колчан и щит (Илл. VII).77 Легенда — TR PV • IMP III • COS II •.

В то время, когда шла война с парфянами, началась Маркоман-нская война78. Первый период ее был неудачным для римлян: пало несколько крепостей, была уничтожена часть римских лагерей и верхнепаннонское войско, погиб в 170 г. наместник трех Дакий и Верхней Мезии Марк Клавдий Фронтон79. Ко всем бедствиям добавилась чума, производившая страшные опустошения в войске, и смерть Луция Вера в 169 г. Однако в 171, 172 и 173 гг., как свидетельствуют типы реверсов монет, римляне одержали несколько крупных побед. В 171 г., видимо, в честь значительной победы над квадами, были отчеканены монеты с изображением Виктории, водружающей на пальмовое дерево круглый щит с легендой VIC • GER • IMP VI • COS III80. На монетах 173—174 гг. вновь изображается Виктория, но теперь — с венком и трофеем в руках81. К этому же времени относится денарий с изображением сидящей на земле Германии, держащей руками трофей из шлема, кирасы, щитов, копья и т.д.82. В 173 г. были подчинены маркоманны, а в 174 г. — разбиты языги, что вызвало появление указанных типов. Изображается и Марк Аврелий в военной одежде, с оружием, коронуемый крылатой Викторией с пальмовой ветвью в руке. Этот тип выпускался в промежутке с декабря 171 г. по декабрь 172 г. В следующем году выпускались подобные типы: Марк Аврелий в военной одежде, трофей (Илл. 21), dii militares — Марс, Рома, Виктория и т.д. кроме них — Секуритас, Фелицитас, Минерва. В 178—179 гг. на монетах Марка Аврелия появился новый победный титул — «Сарматский».

При Коммоде была выпущена, пожалуй, самая большая масса монет с сюжетами на военную тему, среди которых — трофеи, горы оружия, пленники, военные корабли, dii militares, сам император в доспехах и т.д. Для коммеморации военных успехов Коммод часто использует крупные бронзовые монеты. На дупондии из парижского собрания запечатлена аллегория победы над сарматами. На реверсе изображены плачущая сарматка и сармат со связанными руками, сидящие спиной друг к другу у трофея, и легенда DE SARMATIS SC83. Этот тип выпущен после того, как римляне выиграли битву над языгами на льду Дуная в 174 г. и годом позже заключили с ними мир. Монеты с изображением пленных сарматов как бы комментируют последние строки описания этой битвы Дионом Кассием, сообщавшим, что только некоторым из варваров удалось избежать плена84. На сестерциях 175— 176 гг. изображена аналогичная композиция с пленными германцами, сидящими спиной к спине у трофея из кирасы, шлема, щита и копья. Мужчина держит в руке бутафорскую голову, у германки руки связаны за спиной. Легенда — DE GERMANIS. На другом типе сестерция, выпущенного в честь побед над германцами, фигурирует груда оружия — кираса, щиты различной формы, копья, военные трубы в виде драконов, vexillum и т.д.85.

Какие-то победы были одержаны при Коммоде в сражениях на водах Дуная — им выпускается масса монет с Нептуном с трезубцем, присутствующим среди гребцов на галерах.

Впрочем, многие из этих монетных типов, в особенности, с изображением самого Коммода в военной одежде, часто в компании своих божеств-покровителей, не вполне точно отражают события реальности: Коммод, несмотря на подобные «победные реляции», на самом деле вел войну вяло. Боевые действия, которые его отец почти закончил, он прекратил, приняв требования врагов. Он отозвал из-за Дуная римское войско и оставил все укрепления римлян86.

8. Выпуски III—V вв.

Подобные мотивы продолжают встречаться на монетах Северов и других солдатских императоров, а затем — в чеканке Поздней империи. Мы видим здесь трофеи, Викторию, императора, попирающего пленника, сцены триумфов и т.д. Приведем несколько характерных примеров.

Юный Каракалла изображен на реверсах ауреусов стоящим у трофея из шлема, туники, щитов, копий, колчанов (Илл. XXVIII). Сын Севера одет в воинский костюм — тунику, сагум, брака; изображение сопровождается легендой PRICIPIIWENTVTIS. На аверсе — бюст Каракаллы и надпись — MAVRANTON CAES-PONTIF. Судя по титулу «Цезарь», который Септимий Север присвоил восьмилетнему Бассиану в Виминации во время похода против Альбина, монета выпущена после 196 г. скорее всего, после завершения войны с парфянами и образования провинции Месопотамии. В 199 г. он разрешил Каракалле, участвовавшему вместе с ним в войне и взятии Селевкии и Ктесифонта и провозглашенному воинами его соправителем, справить триумф, который сенат назначил ему за победу над Иудеей; Каракалле было в это время 13 лет87.

Боевые действия Северов в Британии были отмечены рядом триумфальных выпусков. В 210 г. Север стал помещать на монетах титул «Британский», почти одновременно этот титул появился на монетах Геты и Каракаллы.

Любопытный триумфальный сестерций выпустил Гета, очевидно, в связи с победами, одержанными Северами в Британии. На его реверсе изображены юные цезари — Гета и Каракалла. Каждый поднял правую руку, в левой — копье. Слева — три бородатых легионера; левый держит вексиллум и овальный щит, двое — на заднем плане — держат штандарты. На земле сидят пленники с руками, связанными за спиной.

Широкое распространение получает тип Victoria Augusta, которая связывается с победами императора. Крылатую Викторию с пальмовой ветвью можно увидеть на сестерциях Максимина Фракийца (Илл. XIII), возможно выпущенных в честь победы над германскими племенами. Продолжение германской войны, начатой Александром Севером, являлось одним из средств укрепления власти нового императора, а монеты, естественно, использовались Максимином как средство пропаганды среди воинов. Армия Максимина включала римлян и вспомогательные восточные отряды из мавров, осдроев, парфян и других народов. Auxiliares, состоящие из восточных легковооруженных стрелков, оказывались более пригодны для борьбы с германцами, чем легионы88. Осенью 235 г. на Рейне была одержана значительная победа, за что сенату пришлось наградить Максимина почетным титулом «Германский», который появился на монетах, например, с изображением Fides Militum (Илл. X). Максимин Фракиец выпустил также и серию триумфальных медальонов, посвященных победе над германцами. На одном из них представлена сцена битвы императора с двумя германцами. Присутствие Виктории в композиции призвано уменьшить историчность сцены и создать аллегорию триумфа.

Тип Виктории с щитом, пальмовой ветвью и пленником встречается в чеканке Гордиана III (Victoria Aeter). Неизвестно, связан ли он с Персидской войной — походом 241 г. против царя Сапора. Гордиан очистил Мезию от карпов, затем захватил Антиохию в Сирии, Карры и Низибис — в северной Месопотамии. Очень вероятно, что этими победами римской армии и вызвано появление такого типа антониниана.

Аналогичный тип антониниана Филиппа Араба может быть связан с его победой над карпами, произведшими новое нападение на дунайскую границу. Такие же монеты выпускаются Траяном Децием89 и другими императорами. Со временем Victoria Augusta, вероятно, перестала ассоциироваться с какими-либо конкретными победами римской армии, как это было в I—III вв., и стала связываться с новой теологией императора, непобедимого и могучего, от которого зависило благополучие Империи. Так, например, на монетах Констанция III легенда Victoria Augusta сопровождает изображение императора с вексиллумом в руке, попирающего варвара.

В монетной типологии Поздней империи весьма трудно выделить типы, связанные с конкретными победами римской армии, т.к. набор типов чрезвычайно сузился, и репертуар их стал очень скудным. Исключение составляют лишь медальоны, но они довольно редки. Прекрасным примером такого донативного медальона является великолепно исполненный золотой медальон Максимиана Геркулия90, выпущенный либо по поводу подавления восстания багаудов, либо, скорее всего, после войны с мавретанскими племенами в Африке (296 г.). На нем связывается Виктория и Виртус Августа (Perennis Virtus Аидд.). Виктория венчает Макси-миана в виде Геркулеса, стоящего перед поверженным врагом (Илл. I).

На свинцовом медальоне, посвященном победам Диоклетиана и Максимиана Геркулия над германцами, изображены соправители, принимающие присягу от длинной вереницы мужчин, женщин и детей, пересекавших Рейн по Майнцскому мосту и подходящих по очереди к своим повелителям. Эта сцена заставляет вспомнить о переселении германских племен в опустошенные галльские земли по левому берегу Рейна (франков и аламаннов — в качестве военных поселенцев), осуществленном Констанцием Хлором91, которого Максимиан избрал себе цезарем.

Победам в Британии посвящены монеты Констанция Хлора, на которых фигура императора возвышается над иллирийской армией, разбившей под его руководством узурпатора Аллекта в 296 г.92

В этом же году была одержана крупная победа в войне с персами, оккупировавшими Армению и Месопотамию. Вначале Галерий потерпел поражение, но затем при помощи Диоклетиана разбил персов в Армении. После заключения мира в 297 г. к Империи отошла значительная часть Месопотамии. В честь этой победы Галерий выпустил триумфальные монеты с легендой — victoria Persica, сопровождающей изображение конного императора, поражающего копьем перса; над головой коня — крылатая Виктория93.

Триумфальные медальоны выпускали Константин Великий и его сыновья по случаю побед над Сарматией, например, Констант — в 338 г. Часть триумфальных медальонов с изображением императора мы рассмотрим в следующей главе.

Сцены инвеституры ставленников Рима

Монеты с изображением сцен инвеституры ставленников Рима являются любопытным источником по истории внешней политики империи, в частности, тех ее периодов, которые наименее всего отражаются нарративной традицией, эпиграфическими материалами и прочими историческими источниками. На таких монетах представлена сцена церемонии передачи власти какому-либо царю римским императором. Очевидно они играли важную роль в пропаганде успехов внешней политики Рима, хотя, заметим, они не всегда отражают реальные достижения римской дипломатии, подкрепленной силой армии: иногда государство спешило прославить при помощи этого средства свои весьма скромные успехи, которые часто оказывались эфемерными. За весь императорский период монеты с изображением акта инвеституры царя императором выпускались не так уж часто, хотя Рим очень активно вмешивался во внутреннюю политику зависимых государств и династийную борьбу, периодически выдвигая на престолы своих ставленников. Большинство подобных монет было отчеканено во II в. н.э. в небольшом количестве и не всегда в золоте и серебре. Часть их чеканилась во время боевых действий, которые завершались утверждением римского ставленника на престоле покоренного государства. Несомненно, на первый план выдвигалось коммеморативное значение таких эмиссий, хотя монетное дело в отдаленных регионах носило прежде всего военный характер. Медные монеты крупных номиналов с изображением сцен инвеституры продолжали служить для оплаты войска (разумеется, не римского, т.к. плата римским легионерам осуществлялась в денариях). Часто сцены инвеституры изображались на сестерциях, медальонах своего рода, связанных с монетной системой: крупное поле таких монет давало резчикам большие композиционные возможности. Вполне вероятно, что подобные монеты могли иметь характер и так называемых «осыпальных» монет, бросавшихся в толпу придворных и воинов. Изображение сцены инвеституры на монетах, естественно, вовсе не означает, что такое событие имело место в реальности, оно могло носить аллегорический характер отражая формальное утверждение римским императором своего кандидата на тот или иной престол. Эти монеты мы относим к типу «Rex datus».

Впервые изображение сцены инвеституры появляется, видимо, на редких монетах фракийского царя Реметалка III (представляющих сестерции?), отразившие малоизвестные обстоятельства воцарения этого правителя, получившего власть из рук Рима94. На их обороте изображены Калигула, сидящий на престоле, и Реметалк, получающий от него диадему — символ власти (легенда — в ΒΑΣΙ — ΛΕΥΣ ΡΟΙΜΗΤΑΛΚΑΣ ΚΟΤΙ ΩΖ). На аверсе помещены бюст Калигулы влево и круговая легенда ΓΑΙΩ ΚΑΙΣΑΡΙ ΓΕΡΜΑΝΙ… Эти монеты (Илл. IX) как бы отражают эпилог свободного существования фракийского государства, ставшего в 46 г. н.э. одной из первых римских провинций. Данные монеты существенно дополняют отрывочные сведения об отношениях между Римом и Фракией, которые имеются у античных писателей, в частности, у Тацита. Если история римско-фракийских отношений середины I в. до н.э. достаточно освещена римскими авторами, то события последних лет фракийского царства известны гораздо хуже95. Тацит сообщает, что после смерти Реметалка I (ок. 12 г. н.э.), царствовавшего над всей Фракией, Август разделил страну между его братом Рескупоридом III и его сыном Котисом (Старшим). При Тиберии Рескупорид III лишил власти, а затем и убил своего племянника, за что был доставлен в Рим и выслан в Александрию, где был убит при неясных обстоятельствах. Фракия была вновь разделена между сыном Рескупорида — Реметалком и детьми Котиса, к которым по причине малолетства был приставлен бывший претор Требелен Руф96.

Монеты Реметалка I и его наследников отражают зависимость фракийских царей от римских императоров: на их реверсах, так же как и на монетах Армении, Боспора, Нумидии и т.д., помещались изображение соответствующего императора (Августа, Тиберия или Калигулы) и легенда на греческом языке, содержащая имя и титул римского владыки.

Присутствие римского магистрата во Фракии и проримское настроение Реметалка II вызвали в 21 г. н.э. восстание племен келалетов, одрисов и Диев, которые осадили царя в Филиппополе. На помощь Реметалку II пришли легионы правителя Мезии Публия Веллея, вспомогательная конница и когорты лучников97. Реметалк и сыновья Котиса продолжают считаться союзниками империи и, подобно другим царям-союзникам, дополняют римское войско триремами, отрядами конницы и вспомогательными когортами98. В 26 г. н.э. фракийцы вновь подняли восстание, которое было жестоко подавлено Попеем Сабином и пришедшими ему на помощь Помпонием Лабеоном во главе одного легиона и Реметалком II с частью фракийцев, которые остались верными римлянами99. Описанием последних событий сведения Тацита о римско-фракийских отношениях почти исчерпываются, т.к. VII—X и начало XI книги утрачены. В них содержалось повествование от смерти Тиберия в 37 г. до начала 47 г., т.е. всего правления Калигулы и начала правления Клавдия. Именно на эти годы и приходится царствование Реметалка III (37—46 гг.), после которого Фракия окончательно потеряла свою независимость и из вассального государства превратилась в римскую провинцию. Таким образом, информация об обстоятельствах воцарения Реметалка III, которая должна была содержаться в утраченных книгах Тацита, до нас не дошла.

Из анализа нумизматических источников следует, что Реметалк III получил от Калигулы в 37 г. царскую власть над полагающейся ему частью Фракии100. Вторая ее часть принадлежала Котису Младшему, чье имя стоит на монетах с изображением акта инвеституры Реметалка III Калигулой в родительном падеже. Котис являлся соправителем Реметалка101. В 39 г. Котис Младший получил от Калигулы Малую Армению вместо отцовского наследства, отошедшего к Реметалку III и последний управлял Фракией один до 46 г.

Сцена церемонии передачи короны парфянскому царю изображена в монетном типе Траяна «Rex Parthis datus», выпущенным в 116 г.102 Сюжет относится к последним актам борьбы с Хозроем, именовавшимся «великим царем царей». Владения Хозроя ко времени, когда Траян начал парфянскую кампанию, составляли только собственно Парфия, Мидия и часть Вавилонии со столицей Ктесифоном. Конфликт начался из-за Армении, на престол которой, как мы знаем, Хозрой посадил своего ставленника. В 114 г. римская армия и вспомогательные войска из народов Кавказа заняли Армению; парфянский ставленник был низложен, а Армения объявлена провинцией. В 116г. Траян захватил парфянскую столицу Ктесифон на Тигре и начал готовить планы похода на Индию. Хозрой бежал на восток своего царства. Траяном было выпущено в 114—115 гг. много интересных типов монет, к которым мы еще вернемся ниже. Борьба, между тем, еще только начиналась. Хозрой подчинил себе парфянских царей и начал контрнаступление. Положение римлян осложнялось восстанием в Месопотамии, подготовленном агентами Хозроя, а также в Палестине, Киренаике, Египте, на Кипре. Эти события заставили Траяна отказаться от дальнейшего завоевания Парфии. Он поспешил короновать в Ктесифоне парфянским царем своего ставленника, который ненадолго занял «золотой трон» Аршакидов, захваченный римлянами в столице. По случаю коронации Партамаспата и были отчеканены монеты с изображением сцены инвеституры: Траян, сидящий в курульном кресле, в окружении полководцев, передает ставленнику диадему. Партамаспат (или Партамазирис103)не пользовался большим влиянием у парфян, поэтому Адриан, отказавшийся от продолжения политики Траяна на Евфрате и Тигре, сместил его и назначил царем соседних племен104.

Следующие монеты с изображением акта инвеституры царя римским императором были выпущены при Антонине Пие по случаю коронации царя квадов. На сестерциях 140—144 гг. изображен Антонин Пий, передающий диадему царю германского племени квадов, одетому в национальный наряд: плащ, длинную рубаху и штаны (Илл. V), и легенда Rex Quadis datus105. Эти монеты отражают скорее мнимые победы римлян, чем истинные: квады покорились только к 70-м гг. II в. н.э. Эпизод, представленный на монетах, свидетельствует об очередном вмешательстве римлян в междоусобицы германских племен, которые размещались римским правительством на территории Империи. Иногда из этих племен создавались вассальные клиентские государства, которые вели междоусобные войны. Квады попадают на территорию Римской империи в середине I в. н.э. при Клавдие, когда поставленный царем над маркоманнами Ванний из племени квадов был изгнан своими соплеменниками при содействии гермундуров. Неизвестно, где квады получили земли, скорее всего, по мнению большинства исследователей, в области Карнунта (Паннония). При Домициане против квадов велась война, т.к. они нарушили свой клиентский долг, отказав императору в помощи против даков. Большая часть квадов проживала до Маркоманнских войн за лимесом дунайских провинций в зависимом от Рима клиентском государстве, изредка прорываясь (при Адриане) в пределы империи. В первой половине 40-х годов II в. н.э. у них, как и у других германцев, вспыхивает какой-то конфликт, в который снова вмешиваются римляне. Антонин Пий назначает квадам царя, римского ставленника, который получил диадему из рук императора во время акта инвеституры в Риме. В честь этого события и были отчеканены специальные сестерции.

В конце своего правления Антонин Пий эмиссирует сестерции с изображением сцены инвеституры армянского царя и легендой — Rex Armenius datus106. В композиционном решении этот тип копирует монеты «Rex Quadis datus»: справа — изображенный крупнее Антонин Пий с диадемой, слева — Rex Armeniae, принимающий ее. Данные монеты, как и предыдущие, отражают малоизвестный эпизод из истории римской внешней политики, не нашедший отражения в нарративной традиции, что ставит нумизматические источники в разряд уникальных свидетельств.

Сцена инвеституры римского ставленника на армянском престоле изображена на серии сестерциев Луция Вера (в нескольких вариантах), копирующих монетный тип Траяна «Rex Parthis datus». На реверсе изображен Луций Вер в военной одежде, сидящий в курульном кресле на низкой платформе, позади стоят три римских офицера, один из которых держит копье. Правой рукой император передает диадему стоящему перед ним Сохему, левую держит на боку. Царь принимает диадему правой рукой. Вся сцена поясняется надписью REX • ARMENIVS • DATVS • IMP • II • TR • Р • IIII • COS II •107. Эти монеты отражают кульминацию побед римлян в войне с парфянами, начавшейся из-за Армении в последние годы правления Антонина Пия. После того, как римские войска потерпели поражение в Армении, а парфяне заняли Сирию, Марк Аврелий отправил туда Луция Вера со свежими войсками (162 г.). За четыре года легаты Вера — Стаций Приск, Авидий Кассий и Марций Вер — закончили Парфянскую войну, дошли до Вавилона, Мидии и завоевали Армению, царем которой был поставлен Сохем. За победы своих полководцев Вер был провозглашен императором108. Император лично не участвовал ни в церемонии инвеституры Сохема, ни в дипломатических актах, ни в военных операциях в Армении: он развлекался в Лаодикее, Дафне и Антиохии (известны медальоны этого времени с изображением сцен охоты Вера на вепря). Но все, что делали его легаты, считалось сделанным лично императором, поэтому любые символические репрезентации показывают не легата, а императора как главного участника событий109. Отсюда на сестерциях 163 г. в сцене инвеституры фигурирует сам Вер, в реальности никогда не принимавший участие в этой церемонии, но не его полководцы (впрочем, три фигуры офицеров на заднем плане вполне могут изображать трех упомянутых выше легатов Вера, которые успешно завершили военные и дипломатические действия в Армении).

Очевидно, проведенные утверждения римских ставленников на престолы зависимых государств, действительно, представляли крупные достижения римской дипломатии, естественно, подкрепленные военной силой. Эти события неслучайно нашли отражение в монетной чеканке. С другой стороны, эмиссии монет с изображением сцен инвеституры придавался важный пропагандистский характер, и они выпускались часто в период окончания боевых действий как средство популяризации успехов внешней политики Рима. Не все акты инвеституры римских ставленников отражены монетными типами. Так, например, не выпускались монеты с изображением коронации Тиридата, получившего армянскую корону из рук Нерона в 66 г., что представлялось весьма удачным для Рима решением армяно-парфянского вопроса. При всей пышности и торжественности, с которой протекал прием армянского посольства в Риме, Нерон не произвел выпуск соответствующих монет, что можно объяснить, видимо, следующими предположениями. Возможно, Нерон реально оценивал обстановку, понимая, что этот акт инвеституры отражал компромисс между Римом и Парфией: несмотря на успехи Корбулона Армения остается под протекторатом Парфии, но парфянский ставленник получает царство формально из рук римского императора, что должно было утешить римскую национальную гордость. Нерон в одеянии триумфатора, окруженный боевыми значками и знаменами, возложил диадему на голову коленопреклоненного царя. Этот акт был обставлен как триумф Нерона, и тот был провозглашен за это императором. Тиридат, кстати, еще во время войны изъявил готовность отправиться к римским орлам и изображениям принцепса, чтобы там, в присутствии легионов, венчаться на царство110. Однако Нерон и его правительство не могли не понимать, что Армения утеряна для Рима.

С другой стороны, в римской монетной типологии находят отражения события менее значительного характера, как, например, коронация царя квадов Антонином Пием. Видимо все зависело от реальной обстановки и конъюнктуры официальной пропаганды.

Примечания:

[1] См. Grueber H. Op. cit., I. №1086-1114. Г. Грюбер датирует их 101 г. до н.э.
[2] Brilliant R. Op. cit., P. 47.
[3] Tac. Ann. II. 3.
[4] Шифман И. Ш. Op. cit., С. 82.
[5] Suet. Div. Aug. 17. 3.
[6] Ibidem. 18.2.
[7] В 19—20 гг. до н.э., Августом выпускались и кистофоры из серии «Aegypto capta».
[8] Grant М. From imperium to auctoritas. P. 47.
[9] Suet. Tib. 9; Тас. Ann. II, 3.
[10] Res gestae diviAugusti, 27,2.
[11] Mattingty H. CREBM, — I. — Pl. 2, 3, 4.
[12] Mattingty H. CREBM, II. Pl. 2, 3, 4; Pl. I, 12.
[13] Mattingty H. CREBM, II. Pl. 73, 2.
[14] Тас. Hist. V. 12; Joseph Flav. Jud. bell. V. 4.
[15] Jos. Flav. Jud. Bell. VI. 2.
[16] Ibidem, VII, 5 (3).
[17] Mattingly H. CREBM, II. Pl. 72, 8.
[18] Тас. Agricola. 39; Dio Cassius. Hist. XVIII. 7.4.
[19] Тас. Germania, 37.
[20] Dio Cassius. His. XVII. 11, 14.
[21] Mattingty H. CREBM, III. P. xcix.
[22] Mattingty H. CREBM, IV, P. cxviii.
[23] Mattingty H. CREBM, IV. Pl. 83, 3.
[24] SHA, vita Marci. 21.
[25] Юлий Капитолии выделяет Германскую и Маркоманнскую войны отдельно.
[26] Mattingly Н. CREBM, IV. Pl. 57, 7, 11, 12; №384; Pl. 39, 5.
[27] SHA, vita Anton. 5, 4.
[28] Mattingty H. CREBM, III. Pl. 14, 9.
[29] Plut. 40, 45.
[30] См. Mattingty H. CREBM, III (серия республиканских денариев).
[31] Plut. Рошр. 17—21.
[32] Brilliant R. Op. cit., P. 44.
[33] Caesar. Bellum Gallicum, I, 53.
[34] 0дин из предков Цезаря во время II Пунической войны убил слона, слона, чем служил свое прозвище («цезарь» на пунийском языке означает «слон»).
[35] Caesar. Bellum Gallicum, VII, 89.
[36] Suet. Div. Aug. 20, 21.
[37] Dio Cassius, Hist. LIV, 5, 4—6.
[38] Res gestae divi Augusti, 26, 5.
[39] См. Казаманова А. Н. Введение в античную нумизматику. М., МГУ, 1969, Табл. XXXII, 2.
[40] Tac. Ann. 13, 33—37.
[41] Описание триумфа см. Suet. Div. Claud. 17.
[42] Казаманова Л. Н. Op. cit. Табл. XXXI, 4, 5.
[43] Suet. Div. Claud. 1.
[44] Suet. Nero. 13.
[45] Тас. Ann. 14. 32.
[46] Suet. Nero. 18.
[47] Тас. Ann. 15. 13—15.
[48] Suet. Nero. 39.
[49] Тас. Ann. 15. 18.
[50] Тас. Ann. 13, 44. Тацит иронизирует над тем, что празднования этого события превзошли всякую меру.
[51] Казаманова Л. Н. Op. cit. Табл. XXXI, 16.
[52] Suet. Vitell. 10.
[53] Тас. Hist. II. 68, 69.
[54] Ibidem, 89, 90.
[55] Mattingty H. CREBM, II. Pl. 7, 14; Pl. 47, 1.
[56] Mattingty H. CREBM, II. Pl. 7, 6, 5; Pl. 8, 1; P1. 10, 12.
[57] Mattingty H. Ibidem, Pl. 72. 8; Pl. 73, 2, 3; Pl. 72, 10.
[58] Ibidem, Pl. 66, 16; Brilliant R. Op. cit., P. 95.
[59] Ibidem, Pl. 6, 4.
[60] Mattingly Н. CREBM, III. — P. lxviii—lxxi.
[61] Ibidem.
[62] Mattingly Н. CREBM, III. — PI. 11,20.— PL 15, 13, 15.
[63] Ibidem, Pl. 13, 5.
[64] Ibidem, P. XCIX.
[65] Plut. Sulla. III.
[66] SHA, vita Hadrian. 5. 8.
[67] Ibidem, 12.7.
[68] Ibidem. 5.7.
[69] Mattingly Н. CREBM, III. №762.
[70] Mattingly Н. CREBM, IV. — P. lxii.
[71] Ibidem, P. xcv.
[72] Ibidem.
[73] Ibidem, P. xcvi.
[74] SHA, vita Antoni, 5. 4.
[75] Mattingly H. CREBM, IV., №274.
[76] Ibidem, №406, №431.
[77] Mattingly Н. CREBM, IV. PI. 60, 3.
[78] SHA, vita Marci. 12. 13.
[79] Колосовская Ю. К. Римский наместник… С. 28.
[80] Mattingly Н. CREBM, IV, PL 63, 17.
[81] Ibidem, Pl. 65, 5.
[82] Ibidem, Pl. 64, 18.
[83] Mattingty H. CREBM, IV. P. 649.
[84] Dio Cass. Hist. 21.7.1—5.
[85] Mattingty H. CREBM, IV. Pl. 66, 7; Pl. 85, 10.
[86] SHA, vita Commodi. 3. 5; Herod. Hist. I. 6 (4—9).
[87] SHA, vita Severi. 26.
[88] SHA. duo Мах. 21.7—8.
[89] Cohen Н. Op. cit., V, 348, 227, 111.
[90] Gnecchi F. I medaglioni Romani. I. Milano, 1912.
[91] Brilliant R. Op. cit., P. 192—193.
[92] Ibidem, P. 182.
[93] Cohen H. Op. cit. №204.
[94] АИМ, инв. №6809.
[95] Генеалогию фракийских царей и их отношения с римским императорским домом см. подробнее: Сапрыкин С. Ю. Из истории понтийского царства Поле-монидов//ВДИ. 1993. №2. С. 25—49.
[96] Тас. Ann. II. 64—67; см. также Suet. Tib. 37. 4.
[97] Тас. Ann. Ill, 38—39.
[98] Ibidem, IV, 5.
[99] Ibidem, IV, 46—51.
[100] По мнению Сапрыкина С. Ю., Реметалк III с сестрой Пифодоридой были посажены во Фракии на престол в 19 г. под присмотром римских опекунов. Брат Реметалка III Котис IV во фракийских надписях не упоминается и находился в Понте вместе с матерью Трифеной, затем отправился в Рим, где находились Реметалк III, Пифодорида и приехавший с Котисом Полемон II. Мы полагаем, что после коронации Реметалка III Калигулой царем Фракии, вместе с ним туда отправляется и Котис, вынужденный довольствоваться титулом династа (имя его следует на монетах за царским титулом и именем Реметалка III), пока не получает от Калигулы Малую Армению.
[101] В качестве царя Малой Армении Котис упомянут у Тацита в описании захвата Митридатом Армении с дозволения Клавдия {Ann., XI. 9,).
[102] Regling K. Die Antike Munze als Kunstwerk. №884.
[103] Такое ошибочное написание имени парфянского царя встречается у биографа Адриана (SHA, vita Hadr. V. 4.).
[104] Ibidem, Адриан покровительствовал другому парфянскому царю — Осдрою, вернув ему дочь, взятую в плен Траяном, и обещая возвратить трон, который был захвачен, (Ibidem, XIII (8).
[105] Kolnik Т. Romische und Germanische Kunst in der Slowakei. Bratislava, 1984. №5—6.
[106] Brilliant R. Op. cit., P. 153.
[107] Mattingly Н. CREBM, IV. PI. 75, 8.
[108] SHA, vita Veri. 7. 1— 3; vita Marci. 8. 12, 9. 1.
[109] Mattingly H. CREBM. IV. P. cxix.
[110] См. Suet. Nero. 13. Тас. Ann. 15. 24.

Источник:

Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи. «Магнитогорское полиграфпредприятие». Москва, 1995.

 
© 2006 – 2019 Проект «Римская Слава»