Военная чеканка и ее традиции в императорский период (Абрамзон М. Г.)Большинство типов монет, отражающих военную тематику, появилось еще в период Республики, во времена гражданской войны. Сюжеты на военную тему получили особенно широкое распространение в монетной типологии республиканского Рима, прежде всего, в чеканке, которая поручалась сенатом в чрезвычайных обстоятельствах различным магистратам (включая курульных эдилов, квесторов), а также в военных чеканках ряда высших магистратов Республики — консулов, преторов, диктаторов и прочих лиц, осуществлявших эмиссию независимо от сената, в военной походной обстановке, на правах принадлежащего им imperium’a. Многие традиции этой военной чеканки были продолжены в монетной типологии императорского периода, в том числе и выпуск монет по случаю присяги им войск. Во время войны сулланцев с марианцами, сенат фактически утратил контроль за чеканкой императоров, как назывались военные лидеры Республики. Чеканка велась теперь не от имени сената, а от лица какого-либо военного лидера, сопровождавшего свое имя на монетах титулом «dictator» (Цезарь), «imperator» (Валерий Флакк, Квинт Метелл Сципион, П. Лициний и др., позже — Марк Лепид, Октавиан, Марк Антоний, Секст Помпей, Гней Домиций, Кассий, Габиний) и пр. Главнокомандующие войсками вели чеканку через подчиненных им легатов: например, Цезарь — через А. Гирция, Муссидия Лонга, П. Сервилия Мацера; Кассий — через Лентула; Антоний через претора М. Нерву; Октавиан — через Каризия и т.д.). По существу такая чеканка носила императорский характер, а не республиканский. Императорская римская чеканка, таким образом, развивается из военных чеканок I в. до н.э. Именно военная чеканка и дала основные типы монет, ориентированные на армию и используемые в качестве средства политической пропаганды. Так появились монеты с изображением предметов авгурата и понтификата или императора в одежде авгура, держащего lituus или приносящего жертву. Этот тип встречается в чеканке большинства императоров от Суллы до Карина. Очень часто изображались трофеи на монетах, выпущенных в честь побед того или иного главнокомандующего. Среди монет военной чеканки встречаются типы, пропагандирующие систему римских ценностей, либо связанные с военной Фидес. Монетная типология периода Поздней республики отражает и внешнюю политику Рима. Типы Марса, Виктории и других божеств, связанных с кругом dii militares, говорят о военных предприятиях и вызываемых ими обетах1, что нашло дальнейшее развитие на императорских монетах. В чеканке I в. до н.э. встречаются изображения орлов и штандартов римских легионов. Встречаются сцены из военной жизни — сражающиеся солдаты, плененные цари, вооружение. В военной чеканке республики появляются основные трафареты, своего рода штампы, в том числе, и военные. Резчики императорской эпохи обращаются к привычным аллегорическим композициям: типам трофея с двумя пленниками по сторонам, появившимся в чеканке Цезаря (либо другим типам трофея), типам предметов жертвенного обихода, типам Виктории, стоящей в колеснице или триумфальной квадриге и т.д. Последний тип получил некоторое развитие в типологии императорского периода: из него очевидно родился тип императора-триумфатора в серии «adventus» и «triumphator». Именно в военной чеканке Республики возникает традиция выпуска легионных монет, служивших одновременно и донативом и ходячей монетой. Выпуск их был связан с понятиями fides и pietas и олицетворял единство между военным лидером и войсками, обеспечиваемое священной клятвой. Монеты, связанные с пропагандой fides, будут достаточно часто выпускаться и в императорский период. Императоры Поздней республики, командующие войсками, являлись харизматическими лидерами, что нашло отражение в их чеканке. На реверсах их монет часто изображались божества, выступавшие з качестве их покровителей. Позже в чеканке Юлиев-Клавдиев, Антонинов, Северов и других императоров будут фигурировать официальные покровители правящей династии, культ которых становится обязательным для отправления и среди легионеров, что выражало политическую лояльность солдат по отношению к императору. Учение о харизме отражали и титулы таких лидеров: Felix — Суллы, divl filio — Октавиана, Neptuni filio — Секста Помпея и т.д. Они апеллировали к древним, патриархальным чувствам легионеров и отражали более или менее успешные попытки полководцев спекулировать на религиозных чувствах и суевериях толпы — солдат в первую очередь. Эти титулы и другие, связанные с победами армии, получат широкое распространение в императорский период. Некоторые монеты военной чеканки служили непосредственными образцами для копирования в более позднюю эпоху. Мы встречаем немало примеров обращения императоров к оригиналам времен Республики. В этой и следующих главах нашей работы мы попытаемся показать, какие именно традиции военной чеканки получили дальнейшее развитие в период Империи. Одной из таких традиций был выпуск специальных монет для армии и флота, подчеркивающих единство и согласие с военным лидером. Типы «Fides militum» и «Concordia exercituum» и их место в военной чеканке Особую роль в своих отношениях с армией императоры уделяли пропаганде Фидес — персонификации верности. Военная Фидес (Fides militum, fides exercituum) часто изображалась на монетах (особенно в позднеримской чеканке) в виде женской фигуры со штандартами, либо в сценах присягания войска на верность императору. Еще Октавиан, искавший религиозные средства, способные объединить Италию, из всех старинных римских добродетелей выбрал именно Фидес. На монетах 32 г. до н.э. он предстает в виде легионера в полном вооружении, воюющего за установление мира и согласия в Италии (на аверсе — голова богини мира Паке). Н. А. Машкин связывает их выпуск (Илл. 7) с военной присягой, в основе которой лежала Фидес. Этой клятвой, освященной религией, Октавиан пытался связать население Италии и провинций2. По утверждению самого Октавиана, ему поклялись в верности Италия, Галлия, Испания, Африка, Сицилия, Сардиния3. Присягу приняло и, следовательно, служило в его армии около полумиллиона человек (позже более трехсот тысяч из них были наделены землями и деньгами за военную службу)4. Октавиан пишет, что среди воевавших под его знаменами было 700 сенаторов (из них 83 человека в прошлом или будущем — консулы)5. Поспешность, с которой Октавиан привел население к присяге, была вызвана истечением его полномочий в качестве триумвира. Власти его был предан сакральный характер, а присяга становится позже краеугольным камнем созданного им политического режима. Одновременно привел к присяге своих солдат и Антоний6. Он продолжал чеканить в это время монеты с номерами преданных ему легионов. Выпускам монет, связанным с присягой и взаимной верностью (fides), таким образом, придавалось важное пропагандистское значение. В чеканке военных лидеров Поздней республики и императоров I в. н.э. легенды, подчеркивающие военный аспект Фидес или Конкордии, за редким исключением почти не встречаются. Но с fides militum несомненно связаны изображения на монетах сцен присяги и некоторых других сюжетов с участием императора. Так, например, военное единство Августа и армий отражается денариями с изображением императора, сидящего на возвышении, которому протягивают оливковые ветви два офицера в полном вооружении (Илл. 8). Монеты типа «Fides Exercituum» выпускались и во время гражданской войны 68—69 гг., когда императоры, выдвигаемые различными войсками, обращались к этому широкому средству пропаганды. Сестерции такого типа чеканились, например, Вителлием. Вителлий пытался заручиться поддержкой преторианцев, о чем свидетельствует выпуск CONCORDIA PRAETORIANORVM. В одном из случаев вместо слова CONCORDIA Вителлий употребляет синоним — CONSENSVS7. К войскам обращен и тип денария Веспасиана провинциальной чеканки (место и дата выпуска не определены) с изображением рук, соединенных в пожатии и держащих кадуцей, колос, мак, и легендой fides8. Скорее всего, эти монеты были выпущены несколько позже присяги двух египетских легионов Тиберия Александра (1 июля 69 г.) и трех иудейских легионов самого Веспасиана (11 июля 69 г.)9. Вслед за ними Веспасиану присягнули и сирийские легионы Лициния Муциана, и — до конца июля — присягу приняла вся Сирия, все приморские провинции до границ Ахайи и Азии, и все внутренние, вплоть до Понта и Армении. Как пишет Тацит, Веспасиан набрал рекрутов, призвал в армию ветеранов и начал чеканку в Антиохии золотой и серебряной монеты10. Очевидно монеты с легендой fides чеканились Веспасианом здесь в середине—конце лета 69 г., во время подготовки кампании против Вителлия. С Фидес связана и серия сестерциев Домициана (без легенды) с изображением сцены присяги войска императору. Домициан, установивший фактически военную диктатуру, стремится этим типом подчеркнуть преданность ему армии. Император, проводивший жесткую внутреннюю политику и чрезвычайно непопулярный в высших слоях римского общества, пользовался зато большой любовью в среде легионеров, которым платил повышенное жалование: после победы Агриколы в Британии в 83 г. плата легионерам была увеличена втрое, после подавления мятежа наместника Верхней Германии Луция Антония жалование солдатам было увеличено еще на четверть11. В итоге плата военным была поднята Домицианом вчетверо. Тип сестерциев с изображением сцены присяги, связанной с Фидес, был обращен, таким образом, к армии и подчеркивал ее симпатии к императору, нуждавшемуся в поддержке военных в проведении жесткого внутреннего курса. Fides exercitii фигурирует также и на монетах Траяна, провозглашенного императором войсками Верхней Германии. К небольшой группе недатируемых монет, видимо первых лет Траяна (98—100 гг.), относятся сестерции с легендой FIDES • EXERCITII • SC •, которые повторяют тип сестерциев Домициана с хорошо известной сценой присяги войска императору. Траян принимает присягу от группы полководцев и солдат, представляющих римскую армию. Траян, как и Домициан, стремится таким способом подчеркнуть верность армии императору12. Очень близок по контексту к типу fides militum тип concordia militum («concordia exercituum»), олицетворяющий согласие императора с армией и флотом (в принципе, между ними нет никакой разницы). Персонификация Согласия встречается на монетах очень часто, начиная с Августа. Имеются и синкретические типы: например, денарии Веспасиана, с надписью fides и символом Согласия — рукопожатием. На посмертных денариях Веспасиана изображались две руки, держащие легионного орла, и легенда Concordia militum13. При. Нерве выпускалось два типа денариев с легендой Concordia exercituum: руки, соединенные в рукопожатии (с орлом и без). В устах слабого правительства Нервы этот тип демонстрировал единство императора с преторианской гвардией14, недовольной убийством Домициана. Довольно часто две руки, держащие штандарт с орлом, установленный на проре, встречаются и в чеканке Домициана15, олицетворяя видимо согласие с флотом. На монетах Антонина Пия Concordia exercituum изображается в виде женской фигуры с викториолой в одной руке и легионным орлом в другой: этот тип был выражением благодарности объединенным войскам за их преданность и победу, одержанную над Британией16. Concordia exercituum, стоящая у алтаря с патерой и штандартом, фигурирует на монетах Марка Аврелия17. Fides militum с викториолой и штандартом изображалась на ауреусах Коммода18, между двумя штандартами — на монетах Макрина (217—218 гг.), Максимина Фракийца (Илл. X) и т.д. Женская фигура, держащая штандарт и воинский знак, помещалась на антонинианах Филиппа Араба с надписью fides exercitus19. На антонианах Гордиана III Concordia militum изображалась в виде женской фигуры с чашей и рогом изобилия в руках, сидящей в кресле (Илл. XXVII.). К Fides militum близка по контексту легенда Fides legionum, которая помещалась на ранних монетах Септимия Севера, приведшего к присяге свои легионы. Такая же легенда помещалась и на монетах Клодия Альбина: в одном случае она сопровождает изображение легионного орла между двух штандартов, в другом — изображение рукопожатия. Гета поместил на денариях 211 г., битых им в Британии, изображение Фидес (Fides exercit) с легионным орлом в руке. Даже такая одиозная личность как Гелиогабал выпустил монеты по случаю присяги армии. По сообщению Капитолина, Меза была впущена в лагерь III легиона, дислоцированного под Эмесой, и склонила его воинов к поддержке ее внука. Макрин направил против Гелиогабала легионы под командованием префекта Юлиана, однако последние подняли мятеж, убили командира и перешли на сторону внука Мезы. Гелиогабал отчеканил ауреусы и антони-нианы: на золотых монетах изображалась fides exercituum, сидящая в кресле, с орлом в правой руке и копьем в левой; на серебряных монетах фигурирует сам Гелиогабал в наряде воина, с копьем, перед ним — два солдата со штандартами и щитами (легенда — Fides militum)20. Fides militum или Concordia militum фигурируют в чеканке почти всех солдатских императоров и различных узурпаторов власти. Огромное количество монет с легендой Concordia militum были отчеканены на монетном дворе Верхней Мезии, в Виминакии, Пакацианом, наместником Филиппа Араба в Мезии и Нижней Паннонии. Пакациан был провозглашен императором войсками Паннонии и Мезии в 248 г. Эти монеты свидетельствуют о его стремлении получить поддержку легионов всех дунайских провинций. Фигурирует fides militum и на монетах Регалиана, провозглашенного императором в 260 г. остатками мезийских легионов Ингенуя, разбитых Галлиеном. Регалиан чеканил свою монету в Карнунте, где им был основан монетный двор. Монеты представляли собой надчеканку монет Каракаллы, Александра Севера, Юлии Домны, Юлии Мезы и имели легенды fides militum и liberalitas augustorum, что свидетельствует, по мнению Ю. К. Колосовской21, о стремлении Регалиана заручиться поддержкой всего иллирийского войска. На сторону Регалиана перешли очевидно легионы Паннонии, Дакии и Мезии; это следует из такого факта, как отсутствие названий легионов этих провинций в монетной чеканке Галлиена 261 г. На аверсе антонинианов Регалиана помещался портрет узурпатора в лучевой короне (Илл. 9). Характерны в данном отношении и бронзовые монеты Постума с легендой Fides Militum на реверсе. Они показывают, что этот солдатский император, провозглашенный войсками Галлии в 259 г., стремился заручиться поддержкой легионов, размещенных в этой провинции, связав их военной клятвой (fides). После подавления военных мятежей в Мезии и Паннонии, в ходе которых выдвинулись Ингенуй и Регалиан, Галлиен поручает охрану рейнских границ своему полководцу Марку Кассианию Латинию Постуму, «мужу в высшей степени храброму на войне, в высшей степени твердому в мирное время…»22. Воины его убивают Сало-нина, сына Галлиена (известны консекрационные монеты, выпущенные по случаю его смерти), и передают императорскую власть Постуму. Галлия превращается в самостоятельное государство со своим сенатом и столицей в Августе Треверов. Армия Постума состояла, главным образом, из галлов, но в ней служили также аламанны и франки. Власть Постума признала Британия и почти вся Испания. При Постуме наблюдается улучшение качества монеты, вновь появляются крупные бронзовые монеты, довольно редкие в чеканке солдатских императоров, тем более — в чеканке узурпаторов власти. Медные монеты самого Галлиена, при котором кризис монетной системы достиг апогея, были невелики по размеру. Многие крупные медные монеты Постума имеют на реверсе изображение женской фигуры в военной форме с двумя военными знаками в руках, сопровождающееся соответствующей легендой Fides militum. Они вполне могли предназначаться для оплаты воинов-варваров, составляющих легионы Постума. Во всяком случае, император апеллировал, прежде всего, к верности галлов и римлян, входивших в легионы, оставленные Постуму Галлиеном. Во время восстания римских легионов под руководством Корнелия Ульпия Лелиана (Лоллиана) Постум был убит собственными солдатами, которым он запретил грабить Могонтиак. Незадолго до его гибели на сторону галльского императора перешел командующий фракийскими войсками Авреол, о чем свидетельствуют выпущенные им монеты. С fides связаны выпуски Траяна Деция в Дакии, Паннонии и Иллирии с изображением женских фигур с воинскими знаками в руках и названием провинции, что показывает его стремление заручиться поддержкой армий этих провинций. Так, на монетах Паннонии изображаются две женские фигуры, пожимающие друг другу руки, между ними — воинский знак. На другом типе антониниана две женские фигуры стоят в разные стороны и держат воинские знаки23. В обоих случаях одна из фигур персонифицирует Паннонию в ее военном аспекте, вторая фигура вполне может быть атрибутирована как Fides militum. Большое количество монет, посвященных fides во всех ее аспектах, было выпущено в правление Галлиена. Обращение императора к образу Военной Фидес было особенно актуальным в связи с его борьбой с многочисленными узурпациями. Значительная часть легионов, дислоцированных в западных провинциях, выдвигала своих собственных узурпаторов, отсюда монеты с легендами Fides exercituum (militum), Fides Praetorianorum, Fides legionarium свидетельствуют о стремлении Галлиена опереться на преторианскую гвардию и ряд легионов, сохранивших верность ему. К неопределенным типам, близким по контексту к Concordia Militum, относятся, возможно, и ауреусы Гальбы с изображением фигур Галлии с пастушеским посохом и Испании в военном костюме, с копьем, пожимающих друг другу руки24. Этот тип олицетворяет военное согласие провинций, войска которых поддержали Гальбу. Таким образом, данным выпускам придавалось важное значение в пропаганде военного союза между императором и армией, скрепленного клятвой верности (fides), носившей сакральный характер. Эти монеты отмечают факты присяги войска императору, а также выражают согласие армии и ее лидера, что императоры особенно подчеркивали при своем вступлении на трон, невозможным без одобрения войска. Также они выражали благодарность войскам от их лидера. Серии «Fides Militum» и «Concordia Exercituum»
Примечания: [1] Зограф А. Н. Op. cit. С. 74. Источник: Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи. «Магнитогорское полиграфпредприятие». Москва, 1995. |