Римская Слава - Военное искусство античности
Новости    Форум    Ссылки    Партнеры    Источники    О правах    О проекте  
 

Возвышение Парфии (Debevoise N. C.)

Парфия • 11 января 2012 г.

Этническое происхождение древнейших парфян дает повод строить всевозможные догадки, так как немногие известные нам авторитетные источники существенно отличаются друг от друга в вопросе о том, кто такие парфяне и откуда они пришли. Археологические и антропологические данные, проливающие свет на эти вопросы, пока еще не появились. Вряд ли можно надеяться, что обнаруженные в Месопотамии человеческие останки дадут много информации: мы знаем заранее, что это по преимуществу местное население, разбавленное македонцами, греками и, возможно, негроидами, китайцами, индийцами и монголоидами1. Густые бороды и отсутствие других индивидуальных признаков на портретах на парфянских монетах позволяют получить весьма незначительную антропологическую информацию2. Язык парфян также не дает ключа к пониманию их происхождения, так как мы знаем, что он был заимствован уже после того, как они вступили на Иранское плато. Обычаи парфян предоставляют нам более обширную и конкретную информацию, но не полнее той, которая уже известна благодаря классическим авторам. Любовь к охоте и крепким напиткам, активное использование лука, особенно в качестве оружия кавалерии, — все свидетельствует о кочевой или полукочевой жизни на степных просторах.

Ранние историки уделяли мало внимания парфянам; когда западный мир вступил с ними в контакт, их история уже оказалась скрытой во тьме веков. Сообщалось, что они были частью парнов, которые, в свою очередь, являлись одной из групп племен, известных грекам как дахи3. Впервые мы встречаемся с ними на берегах реки Ох (Теджен), хотя, вероятно, это место не является их изначальной родиной4. Этот народ не был известен как парфяне до тех пор, пока он не переместился на юг в пределы персидской провинции Партава; это случилось около 250 г. до н. э. Ахеменидские и древнегреческие упоминания «парфян», таким образом, относятся к жителям Партавы более раннего времени, но не к тем парфянам, с которыми мы имеем дело5.

О том, что еще в VII в. до н. э. ассирийцы знали район, который позднее был назван Партава, свидетельствуют отчеты о набегах Асархаддона6, проникшего в страну к югу от Каспийского моря. Среди захваченных в плен оказались Занасана из Партукки и Уппис из Партакки. Это должно было произойти незадолго до 673 г. до н. э. Хотя Партава7 определенно не входила в состав Ассирии, она, возможно, была частью Мидии8. Кир Великий, завоевавший мидийцев, провел кампанию в восточной части своей недавно созданной империи между 546 и 539 гг. до н. э.9 Он основал город Киру на реке Яксарт10 и три других города на берегах или вблизи реки Танаис (Оке)11. Вероятно, Партава была завоевана во время этого похода. Область была отдана под контроль Гистаспа, покровителя Зороастра и отца Дария12. Кир погиб в сражении с дахами при попытке расширить свою империю на северо-восток13. В то время сатрапия Партава включала Гирканию, которая находилась между горами Эльбурса и Каспийским морем14. Эта сатрапия восстала против Гистаспа около 521 г. до н. э. и поддержала Фравартиша, претендента из Мидии. Первое сражение произошло у города Вишпаузатиш15 на 27-й день месяца Вияхны16. Помощь прибыла от армии, находившейся в Рагах (Рее), и еще одно сражение состоялось в Патиграбане в первый день месяца Гармапада17, когда, как сообщается, было убито 6 520 и ранено 4 192 повстанца. Примерно в это же время восстала Маргиана, и для подавления восстания был направлен сатрап Бактрии18. Вероятно, на момент смерти Дария Партава оставалась объединенной с Гирканией19.

Упоминание о Партаве в Бехистунской надписи, очевидно, указывает на то, что ее захватил Кир; тот факт, что она появляется в надписях в Накш-и Рустаме, свидетельствует, что на момент смерти Дария она все еще была частью Персидского царства. Список армий, сохранившийся у Геродота (VII, 60-81)20, может быть датирован временем до 479 г. до н. э. и потому указывает на состояние сатрапий вскоре после смерти Дария. Гиркания была отделена от Партавы и сама стала провинцией, тогда как бывшая сатрапия Хорезм объединилась с Партавой21. Другие указания наводят на мысль о возможных потерях на этой восточной границе. В армии Ксеркса находился парфянский контингент под командованием Артабаза, сына Фарнака. Поскольку в другом месте Геродот пишет, что сатрапы сами вели свои войска в бой, Артабаз, вероятно, был сатрапом Парфии. Эсхил22 сообщает, что среди убитых в боях в Греции был предводитель кавалерии по имени Аршак — это имя позже стало тронным прозвищем для парфянских царей.

Официальный податный список, цитируемый Геродотом (III, 85-89), определенно является документом его времени, т. е. правления Артаксеркса I, а не Дария23, как он утверждает. Наметившаяся тогда тенденция к объединению провинций опять заставляет нас предположить дальнейшее сужение границ империи. Теперь Парфия была объединена с Хорезмом, Согдианой и Арией в рамках одной провинции, а Гиркания — с Мидией.

Когда Александр вторгся в Азию, парфяне сражались на стороне персов при Арбеле24. Парфия перешла в руки Александра в момент смерти Дария III, и ее сатрап Фратаферн подчинился Александру в Гиркании25. Парфянин Амминасп, который прежде находился в Египте, стал сатрапом Парфии, и Тлеполем, один из спутников Александра, был назначен туда для того, чтобы представлять военные интересы Александра26. При Александре Парфия вновь была объединена с Гирканией, но другие области, упомянутые Геродотом как объединенные с ней, определенно являлись тогда отдельными сатрапиями27. Бесс при попытке захватить власть после смерти Дария III также назначил парфянского сатрапа по имени Барзан28, который, вероятно, так никогда и не вступил в эту должность.

Согласно договору, заключенному в Трипарадисе, в 321 до н. э. некий Филипп был переведен из Бактрии в Парфию29. В 318 г. до н. э. сатрап Мидии Пифон захватил провинцию Парфия, убил Филиппа и назначил туда своего брата Эвдама. Другие сатрапы встревожились и сплотились под руководством самого сильного — Певкеста из Персиды. Объединенные армии Ирана выгнали Пифона из Парфии, и он отступил в свою собственную провинцию, Мидию30. После 316 г. до н. э. Парфия, очевидно, была объединена с Бактрией под общим командованием Стасанора31. К середине III в. империя Селевкидов находилась в трудном положении. Антиох II продолжил войну, начатую его отцом в Египте около 276 г. до н. э. Когда мир был восстановлен, Антиох изгнал свою жену Лаодику, которая удалилась в Эфес, и женился на Беренике, дочери Птолемея II (253 г. до н. э.). Хотя Антиох таким образом обеспечил мир, его отношения с Птолемеем оставались напряженными. Примерно во время этой женитьбы сатрап Бактрии Диодот32 поднял восстание и присвоил себе титул царя33.

Воодушевленные успехом бактрийцев, парфяне также восстали против контроля Селевкидов. Это произошло незадолго до 247 г. до н. э.34 — начала парфянской эры35, когда два брата Аршак36 и Тиридат возглавили восстание против Андрагора37, сатрапа Антиоха II Теоса (261-247 гг. до н. э.). Даже сами греки не были уверены относительно историчности своих же сообщений об этом раннем периоде. Существует история о том, что первый парфянский правитель Аршак был бактрийцем, который, недовольный правлением бактрийского сатрапа Диодота, вторгся в Парфию и организовал восстание38. Третья и более детальная версия обнаруживается у Арриана39, согласно которому селевкидский сатрап нанес оскорбление то ли Аршаку, то ли Тиридату. После этого братья, вступив в заговор еще с пятью людьми, убили обидчика и призвали народ к восстанию. Но без дополнительных данных невозможно определить, насколько верна эта информация.

Считалось, что два брата, которые руководили восстанием, были потомками Аршака40, сына Фриапита41. Позднее парфянские цари провозглашали свое происхождение от Артаксеркса II, возможно, с целью поддержать веру в то, что они продолжали славные дела ахеменидского Ирана42. Сатрап Антиоха Андрагор, очевидно, погиб в этой борьбе. Аршак, вероятно, был коронован в городе Асаак (недалеко от Кучана в долине верхнего Атрека) в Астауене43. В первые годы существования нового царства, если оно может быть названо таковым, его правители были заняты войной44, в ходе которой Аршак, судя по всему, был убит45. Вскоре после своего восшествия на трон Тиридат вторгся в Гирканию и завоевал ее46.

Смерть Диодота устранила опасения, которые могли быть у Тиридата, и его союз с сыном умершего бактрийца, которого также звали Диодот, придал парфянскому правителю дополнительную силу47. Опасаясь старшего Диодота и Селевка II Каллиника (247-226 гг. до н. э.), Тиридат создал грозное войско, достоинства которого ему предстояло оценить позднее48. Селевк же оказался в чрезвычайно серьезной ситуации. Его мать Лаодика и ее друзья убили Беренику и ее сына и потому получили врага в лице брата Береники Птолемея III. Египетский монарх вторгся на территорию Селевкидов и победным маршем прошел по крайней мере до Сирии и, возможно, даже до Тигра49, хотя поздние авторы распространили его завоевания до Бактрии и еще далее на восток, до Индии. Но восстание в дельте Нила заставило Птолемея вернуться домой раньше, чем он смог укрепить свои позиции на захваченных землях.

В ходе борьбы между Птолемеем и Селевком последний был вынужден заключить мир со своим братом, который оставил Антиоха Гиеракса автономным правителем в Малой Азии. Война с Египтом в конце концов завершилась, и вскоре после этого Селевк попытался вернуть потерянные территории; но после некоторых предварительных успехов он был полностью разгромлен Антиохом и его галатскими союзниками при Анкире (Анкаре) около 240 г. до н. э.50 Одно время даже предполагали, что Селевк погиб во время сражения, но на самом деле он, переодевшись, сумел сбежать в Антиохию.

Примерно в 228 г. до н. э. Селевк собрал армию в Вавилоне51 и отправился на восток. Тиридат отступил перед ним и в конечном счете нашел убежище у апасиаков (апасаков, или водных саков52), которые жили в степях Прикаспия. Между тем около 227 г. до н. э. Стратоника подняла восстание в Антиохии и вместе со своим Антиохом вторглась в Месопотамию53. Эти внутренние волнения заставили Селевка вернуться в Сирию54, позволив парфянам утверждать, что они одержали окончательную победу55.

Селевк III Сотер (Спаситель), старший сын Селевка II Каллиника, после своего короткого царствования был убит во Фригии в результате дворцовых интриг56, и престол наследовал Антиох III (223 г. до н. э.), младший сын Селевка II. Двум его полководцам, братьям Молону и Александру, были поручены две сатрапии — Мидия и Персида. Вскоре после этого Молон, который, возможно, был вдохновлен успехами сепаратистов в Бактрии и Парфии57, поднял восстание и провозгласил себя царем. Гадания по внутренностям, зафиксированные в Уруке 30 апреля 221 г. до н. э., описывают то, о чем думал жрец. Кто должен стать победителем в надвигающейся борьбе за власть? Будет ли разрушен город? Гадание на тему: «Кто станет царем, кто не станет царем?», однажды уже совершавшееся в период упадка в конце династии Агаде58, вновь оказалось очень актуальным. Вавилония находилась в безопасности, но Антиох лично выступил в поход и разбил Молона, который покончил жизнь самоубийством (220 г. до н. э.). Царский город Селевкия был отвоеван, и Диоген из Суз, который до конца сражался против Молона, был за это награжден властью над Мидией. Антиох пересек Загрос и вторгся в царство Атропатены, расположенное к юго-западу от Каспийского моря и находившееся тогда под контролем Артабазана, который был вынужден признать вассальную зависимость от селевкидского царя59. Гадательные таблички из Урука, датированные 7 февраля 213 г. до н. э., говорят в пользу отождествления парфян с древним врагом на северо-востоке — с гутиями60. Не была ли экспедиция Антиоха ложным маневром с целью отвлечь внимание Парфии, которая уже в то время начала расширять свою территорию? Оказала ли Парфия поддержку Молону? Пока мы не можем ответить на эти вопросы.

Между тем Тиридат занялся укреплением своих позиций. Он увеличил армию, возвел крепости, укрепил существующие города и построил новый город под названием Дара на почти неприступной горе Апаортенон61, который он, вероятно, намеревался сделать столицей своего царства62. Тиридат или один из его ближайших преемников возродил город Раги-Европос под названием Аршакия63, который, впрочем, просуществовал недолго. Позднее царской резиденцией в Центральной Парфии определенно стал Гекатомпил64. Тиридат умер в мире и спокойствии около 211 г. до н. э. после 37-летнего царствования65. Он оставил трон своему сыну, которого, очевидно, звали Артабан (I)66.

Вероятно, после смерти могущественного Тиридата Антиох увидел возможность вновь вернуть свои восточные владения. Во всяком случае, в тот же год он отправился67 на восток и подошел к Экбатане (Хамадану), где ограбил храм Анахиты, пополнив свою казну68. В 209 г. до н. э. он с огромной армией продолжил свой восточный поход69. Причина его нападения на Парфию не известна, за исключением того обстоятельства, что она когда-то была владением Селевкидов. На краю обширных солевых равнин к востоку единственным источником воды были и остаются подземные каналы, предохранявшие ее от испарения. Артабан последовал исключительно мудрой тактике отступления, разрушая на своем пути колодцы и каналы. Кавалерия Антиоха, посланная вперед, сразилась с парфянскими всадниками и заставила их отойти, и селевкидские войска достигли Гекатомпила практически без сопротивления. Антиох решил пойти в Гирканию и двинулся к Тагам (Таку?) около Дамгана70. Его восхождение к вершине горы Лаб (Ламаву) встретило серьезное сопротивление парфянских войск или их союзников, расположившихся на доминирующих высотах, но селевкидский царь реорганизовал свою систему продвижения и форсировал переход. У перевала произошло ожесточенное сражение, в котором парфяне потерпели поражение. Антиоху удалось удержать свои войска от опрометчивого преследования противника, и они организованно вступили в Гирканию, где заняли неукрепленный город Тамбракс (Сари?)71. После осады, продолжавшейся какое-то время, был взят важный центр Сиринкс72, все греческое население которого было убито парфянами перед самым взятием города штурмом73. Не известно, что произошло после этого, но Антиох посчитал благоразумным заключить мир и вступить в союз с Артабаном74. Спустя 21 год Антиох нашел свою смерть в тщетной попытке вернуть себе удачу при разграблении храма Бела в Элимаиде75. Об Артабане I нам больше ничего не известно, кроме того, что конец его правления традиционно относится к 191 г. до н. э.76

Следующий монарх, Приапатий, правил в течение 15 лет77, и это единственный факт, который известен по нашим источникам. Он оставил двух сыновей, Митридата и Фраата. Так как последний был старше78, то, согласно парфянскому обычаю, он унаследовал трон после смерти своего отца79.

В скором времени Фраат повернул свое оружие против народов, которые обитали в горах Эльбурс к югу от Каспийского моря. В частности, он депортировал мардов80 и переселил их в Харакс около Каспийских Ворот81. Вскоре после этой победы Фраат умер и оставил трон своему брату Митридату, к которому испытывал особые чувства, хотя, по-видимому, у него было несколько совершеннолетних них сыновей82. Если следовать традиционной датировке, Митирдат взошел на трон около 171 г. до н. э.83 С его приходом к власти начинается один из величайших периодов в парфянской истории84.

Около 175 г. до н. э. узурпатор Евкратид вступил в борьбу за власть над Бактрией с Деметрием, который был больше заинтересован в своих завоеваниях в Пенджабе85. Возможно, в то же самое время Митридат вторгся в Тапурию и Траксиану, воспользовавшись тем, что Бактрия ослабела в результате продолжительной междоусобной войны86. Предположение, что Митридат расширил свою власть на юг и восток до Сеистана, части Арии, а также Гедросии, основывается только на отождествлении реки Гидаспа у Орозия с современной Порали87.

Стремительный уход Антиоха IV Епифана из Палестины в глубь восточной части своей империи, скорее всего, свидетельствует о наступлении парфян88. Правда, вопрос с Палестиной не был урегулирован — вполне обычная ситуация для этого региона — но в глазах селевкидского правителя такое событие, как вторжение Митридата в восточные земли, выглядело на тот момент гораздо более важным. В 165 г. до н. э. Антиох пересек Евфрат89 и двинулся в Армению, где захватил в плен царя Артаксия и принудил его признать свою верховную власть90. Очевидно, оттуда Антиох вернулся на главную дорогу через Иранское плато, проходящую через Экбатану, и атаковал Персеполь, откуда его изгнал разгневанный народ91. Возможно, он также вторгся и в Элимаиду92. В конце концов Антиох потерпел поражение и был вынужден отступить, а на обратном пути умер в Габах (Исфахане)93.

Вторжение Митридата в Элимаиду, вероятно, встревожило царя Мидии Тимарха, поскольку было очевидно, что он должен стать следующей жертвой парфянской экспансии. Тимарх правил Мидией уже в 161 г. до н. э.94, и нам известно, что вторжение Митридата в Мидию совпало по времени с убийством Евкратида из Бактрии собственным сыном95, которое произошло около 155 г. до н. э. Следовательно, в течение какого-то времени между 161 и 155 г. до н. э. Митридат с переменным успехом вел длительную войну с Мидией. Наконец, одержав победу, он назначил человека по имени Бакасис править на новой территории96.

Покорение Мидии открыло для парфянской экспансии ворота в плодородную Месопотамию97. Сохранившаяся в поврежденном виде табличка с клинописным текстом, перевод которого не вызывает особых трудностей, дает нам современное тем событиям сообщение о продвижении Митридата. Когда новость о его приближении достигла селевкидского правителя Деметрия Никатора, находящегося тогда в Вавилонии, возможно, в Селевкии-на-Тигре, он быстро собрал всех мужчин, которых смог найти98, и отправился в Мидию навстречу врагу99. Очевидно, парфянский царь сумел перехитрить его и продолжил свое наступление. Между тем Деметрий отдал приказ собрать дополнительные войска, и один из его полководцев вместе с подкреплением вступил в Месопотамию, придя, вероятно, из Сирии. Митридат повернул на юг, к Селевкии, и разбил его. В Селевкии парфянский монарх принял делегацию, которая явилась с предложением о дружбе от какого-то города в стране Ашшура (Ассирии)100, где, вероятно, уже были хорошо осведомлены о разгроме полководца Деметрия. Митридат вошел в царский город Селевкию в конце июня или в начале июля; он был провозглашен царем 8 июля 141 г. до н. э. или несколько ранее этой даты. До 14 октября того же года верховная власть Митридата была признана дальше на юге — в Уруке101. Естественно, что жители Суз и окружающей области не чувствовали себя в безопасности, как это демонстрирует надпись от 171 г. селевкидской эры (141 г. до н. э.) о здравии царя и царицы, чьи имена предусмотрительно пропущены102. По всей логике, Сузы были следующим пунктом на пути продвижения великого царя парфян.

Где-то между октябрем и декабрем 141 г. до н. э. Митридат находился на пути к Гиркании103. Причиной его ухода из Месопотамии в этот критический момент его кампании стал, вероятно, набег саков, которые незадолго до 165 г. до н. э. были изгнаны из своей родины в Туркестане юэчжами104 и к этому времени находились достаточно близко к восточным пределам Парфии. Войска в Месопотамии были переданы в подчинение парфянскому командующему, и Митридат никогда больше не возвращался в этот регион, так как оставшееся время своего царствования был занят в кампаниях в Восточной и Центральной Парфии105. Его уход из Двуречья в Гирканию позволил эламитам совершить набег на Апамею на реке Силху106.

Еще раньше, чем ушел Митридат, Деметрий возобновил борьбу. Несомненно, действия последнего были оправданы призывами о помощи от недавно завоеванных народов170, особенно греков. По мере продвижения Деметрия под его знамена стекалось большое количество людей; мы слышим о контингентах из Бактрии, Элимаиды и Персиды. Деметрий одержал несколько побед108. Но в конце концов, то ли хитростью, то ли силой он был захвачен парфянами в плен и в назидание тем городам, которые его поддержали, проведен по их улицам. Затем Деметрий был отправлен в Гирканию к Митридату. Там с ним обращались в соответствии с его высоким рангом109, и он женился на дочери Митридата Родогуне110.

После того, как его враг был благополучно обезврежен, Митридат решил покарать тех, кто оказал помощь селевкидскому правителю. Но нападение на элимеев было обусловлено не только этим: богатство их храмов могло пополнить истощенную войной казну. Сообщается, что только добыча из храмов «Афины» и Артемиды составила 10 000 талантов111, и несомненно, грабежу подверглись также и другие храмы. Был захвачен город Селевкия (Манге?), прежде называвшийся Солаке, на реке Гедифон (Джаррахи)112. Поскольку вскоре после смерти Митридата парфяне обосновались в Сузах113, то вероятно, что сам великий царь включил эту территорию в состав империи. Митридат умер в мире и спокойствии в 138/137 г. до н. э. — первая дата парфянской истории, точно зафиксированная в нумизматических и клинописных свидетельствах114.

Перед смертью Митридата империя включала собственно Парфию, Гирканию, Мидию, Вавилонию, Ассирию, Элимаиду, Персиду (?) и районы Тапурии и Траксианы115. Митридат был первым из парфянских царей, чье имя прославляло бога Митру; и культ этого бога, до тех пор повсеместно игнорируемый на официальном уровне, должен был получить официальное одобрение. «Михр Яшт» из «Вендидада», вероятно, был создан в последние годы правления Митридата116.

Языком официальной корреспонденции парфянской администрации, вероятно, был пехлеви, т. е. персидская письменность с использованием арамейских букв. Часто использовались и целые арамейские слова, которым читатель подыскивал персидские эквиваленты. Персидская надпись, выполненная арамейскими буквами, появляется на гробнице Дария I. Письмена на ранних монетах из Персиды, которые датированы приблизительно 250-150 гг. до н. э., могли быть сделаны либо на арамейском языке, либо на пехлеви. Введение пехлеви в административное пользование, возможно, совпало с парфянской экспансией в Иране; несомненно, это не могло произойти позже, чем захват Месопотамии.

После того как парфяне захватили древнюю и плодородную область Междуречья, конфликт с западными державами стал неизбежен. Экспансия на востоке также привела к появлению дополнительных забот. Следующие главы будут посвящены истории этих контактов на границах Парфянской империи.

Примечания:

[1] М. А. Дьелафуа исследовал три черепа из парфянских слоев в Сузах (Dieulafoy М. А. L’Acropole de Suse. Paris, 1893. P. 109-113), но нет оснований считать, что они принадлежали парфянам. Погребения и погребальный инвентарь из Селевкии-на-Тигре, за исключением остатков скелетов, будут рассмотрены С. Ейвином в томе «University of Michigan Studies, Humanistic Series», рукопись которого находится сейчас в процессе подготовки.
[2] Доктор Г. Филд, куратор отдела физической антропологии в Музее естественной истории (Field Museum of Natural History) в Чикаго, любезно проанализировал публикацию Рота о парфянских монетах Британского музея (см. ниже, примеч. 7); ср.: Ujfalv? Ch. Е. de. Iconographie et anthropologie irano-indiennes // L’Antropologic. T. XI. 1900. P. 199-203.
[3] Страбону (Strabo XI. 7.1 ; 9. 2-3) следуют: Bevan E. R. The House of Seleucus. Vol. I. London, 1902. P. 284; Sykes P. M. A History of Persia. 2nd ed. Vol. I. London, 1921. P. 307. Ср.: Rawlinson. Sixth Mon. P. 17, 42 f.
[4] Strabo XI. 9. 2; Apollodorus. Parthica (= Strabo XI. 7. 3); lustin. XLI. 1; Arrian. Parthica Fr. 1 // Photius. Cod. 58.
[5] Herzjeld E. Sakastan // AMI. Bd. IV. 1932. S. 36; McGovern W. M Early Empires of Central Asia (в печати).
[6] Klauber E. G. Politisch-religi?se Texte aus der Sargonidenzcit. Leipzig, 1913. Nr. 21-22; Thompson R. C. The Prisms of Esarhaddon and Ashurbanipal. London, 1931. P. 21 ; Herzfeld E. Medisch und Parthisch // AMI. Bd. VII. 1934. S. 26-29; Cameron G. G. History of Early Iran. Chicago, 1936. P. 170-174.
[7] Ср.: Olmstead A. T. History of Assyria. New York, 1923. P. 46-47; САН. III. Карта, p. 1. Также можно использовать следующие карты: Tarn W. W.: САН. Vol. XI. P. 612; Wroth W. British Museum: Catalogue of the Coins of Parthia. London, 1903. P. 1; British War Office, General Staff, Geographical Section. No. 2149, Persia and Afghanistan, 1 дюйм = 64 мили, копию которой можно найти в кн.: Sykes P. History of Persia. Vol. II; Kiepert H. Atlas antiquus; Murray’s Handy Classical Maps: «The Eastern Empires» and «Asia Minor».
[8] Ктесий (= Diod. Sic. II. 2; 34) не заслуживает доверия, см.: Cameron G. G. History of Early Iran. P. 176, n. 15. Я очень признателен доктору Кэмерону за советы, которыми воспользовался в этой главе.
[9] Вывод, сделанный из сообщения Геродота (Herodotus I. 153), в котором говорится, что Кир завоевал бактрийцев и саков; ср.: Ктссий (Ctesias. De rebus Persicis Fr. 29. 3 f.) (изданный вместе с Геродотом Мюллером [ 1844]; издание Гилмора было мне недоступно), который помещает это событие до войны с Лидией (что вполне невозможно), и Herodotus I.177, где сообщение о захвате Верхней Азии идет сразу после вторжения в Лидию. Включение Партавы в Бехистунскую надпись почти определенно доказывает, что она была захвачена Киром, так как сразу после вступления на престол Камбиз отправился в Египет.
[10] Strabo XI. 4; Arrian. Anabasis IV. 3; Curtius Rufus VII. 6. 16. Город Кира — это, возможно, Ура Тюбе; см.: Tomaschek W. Centralasiatische Studien I. Sogdiana // SAWW. Bd. LXXXV1I. 1877. S. 121 f.
[11] Iustin. XII. 5.12; PW, статья «Tanais». Nr. 1.
[12] Надпись в Бехистуне (§ 35) в кн.: Weissbach F. H. Die Keilinschriftcn der Ach?meniden. Leipzig, 1911. S. 42 f. Ср.: Hdt. I. 204ff.; Spiegel F. Ucbcr das Faterland und Zeitalter des Awest? (II) // ZDMG. Bd. XLI. 1887. S. 292-296; Justi F. Die ?lteste iranische Religion und ihr Stifter Zarathustra // Preussische Jahrb?cher. Bd. LXXXVIII. 1897. P. 255-257; Jackson W. A. V. Zoroastrian Studies // Columbia University Indo-Iranian Series. Vol. XII. New York, 1928. P. 17 f.; Olmslead A. T. New Testament Times — and Now // JAOS. Vol. LIII. 1933. P. 313.
[13] Berossus. Fr. 55 (Schnabel. P. 275), из: Euseb. Chron. / Ed. Karst. P. 15, строки 11 f.
[14] Бсхистунская надпись: Weissbach. Loc. cit.; ср.: Herzfeld E. Zarathustra. I. Der geschichtliche Vist?spa // AMI. Bd. I. 1929-1930. S. 95-97.
[15] Герцфельд (Herzfeld E. Mcdisch und Parthisch // AMI. Bd. VII. 1934. S. 30 f.) обозначает это место как Гекатомпил.
[16] Вайсбах (Weissbach. Die Keilinschriftcn der Ach?meniden. S. 43), устанавливает дату 5 февраля 521 г. до н. э. Перевод дат из календаря Ахсмснидов на иудейский календарь очень неточный, ср.: Ogden Ch. J. A Note on the Chronology of the Bchist?n Inscription of Darius //Oriental Studies in Honour of C. E. Pavry / Ed. J. D. C. Pavry. London, 1933. P. 361 — 365 и приведенную там же библиографию, а также: Sidersky D. Contribution ? l’?tude de la chronologie n?o-babylonienne // RAAO. T. XXX. 1933. P. 63.
[17] Ср. с предыдущим примечанием. Герцфельд (Herzfeld E. Zarathustra // AMI. Bd. I. 1929-1930. S. 109, Anm. 1; Bd. II. 1930. S. 65) отождествляет Патиграбану с Багиром, а Багир с Нисой.
[18] Weissbach. Op. cit. S. 44 f., § 38. Арамейская рукопись из Элефантины в Египте просто подводит итоги парфянской кампании; см.: Cowley A. Aramaic Papyri of the Fifth Century B.C. Oxford, 1923. P. 258.
[19] Надпись в Накш-и Рустаме (§ 3) ( Weissbach. Op. cit. S. 87-89) и надпись Ксеркса, обнаруженная Восточным институтом, информацию о которой см.: Kent R. G. The Present Status of Old Persian Studies // JAOS. Vol. LVI. 1936. P. 212 f.; idem. The Daiva-Inscription of Xerxes // Language. Vol. XIII. 1937. P. 294, lines 19 f. В надписях в Бехистуне и Персеполь Е Партава упомянута тринадцатой из сатрапий; в новой надписи Ксеркса — шестой; в надписи Телль эль-Масхута в Египте — пятой (Gol?nischeff W. St?le de Darius aux environs de Tell el-Maskhoutah // Recueil de travaux. T. XIII. 1890. P. 102-106), a в надписях из Накш-и Рустама и Суз — третьей (информацию о надписях в Сузах см.: Scheil V. Conqu?tes et politique de Darius //M?m. Miss, archcol. T. XXIV. 1933. P. 119). На аккадском название сатрапии пишется Partu, на эламитском — Partuma, на египетском — Prtyw’.
[20] Ср.: PW, статья «Artayktes».
[21] Гекатей (Hecataeus. Fr. 292 f. [J. Bd. I. S. 38]) отмечает близость парфян и хорезмийцев.
[22] Aesch. Persae 995; имена у Эсхила в целом подходящи для страны, но при этом не являются историческими.
[23] Данная дискуссия о сатрапиях основана на неопубликованном исследовании: Olmslead. The Persian Satrapies and Their History.
[24] Arrian. Anabasis III. 11; Curtius Rufus IV. 12. 11.
[25] Arrian. Anabasis 111. 23; ср. также: Plut. Alexander 45.
[26] Arrian. Anabasis III. 22. Сатрап назван Андрагором у Юстина (lustin. XII. 4. 12). Дискуссию об атрибуции монет, носящих имя Андрагора, см.: Hill G. F. Catalogue of the Greek Coins of Arabia, Mesopotamia, and Persia. London, 1922. P. CXLV1II-CXL.
[27] Arrian. Anabasis III; IV.
[28] Ibid. IV. 7.
[29] Арриан (Arrian. Res successorum Alexandri Fr. 9. 35 [J. Bd. II B. P. 846]; Дексипп (Dexippus. Res Successorum Alexandri Fr. 8. 6 [J. Bd. II A. P. 462]) называет его сатрапом Согдианы.
[30] Diod. Sic. XIX. 14; lustin. XIII. 4. 23. Ср.: Bevan. House of Seleucus. Vol. I. P. 42,267, n. 6, и 294; САН. Vol. VI. P. 417, 477; Gutschmid A. von. Geschichte Irans. T?bingen, 1888. S. 20 ff.
[31] Iustin. XLI. 4. 1; Bevan. House of Seleucus. Vol. I. P. 267 f. и примечания в качестве интерпретации.
[32] Trog. Pomp. XLI; ср.: Iustin. XLI. 4. 5. Монеты подтверждают правоту Трога; см.: Cambridge History of India. I / Ed. E. J. Rapson. Pis. II, 13, III, 9 — эти таблицы, очевидно, не были известны О. Зеелу, автору тойбнеровского издания текста Юстина. Мое описание событий в империи Селевкидов заимствовано в основном у Тарна (Tarn W. W. // САН. VII. P. XXII), который по сути следует более ранним работам Э. Бевана и А. Буше-Леклерка.
[33] Iustin. XLI. 4. 5.
[34] Возможно, около 250 г. до н. э. Существует вероятность, что 247 г. — начало парфянской эры — является датой восстания (Gardner P. The Parthian Coinage. London, 1877 [International Numismata Orientalia. Pt. V]. P. 3). Тарн (САН. IX. P. 576) полагает, что она отмечает коронацию Tиридата I, но вряд л и это событие было настолько важным, чтобы начать данную эру. Моисей Хоренский (Moses Chor. II. 1) упоминает это восстание, но армянские источники настолько ненадежны и искажены, что их невозможно использовать, за исключением тех мест, которые можно проверить с помощью надежных исторических данных или археологических находок. Сен-Мартен (Sainl-Martin J. Fragments d’une histoire des Arsacides. Paris, 1850) попытался, хотя и безуспешно, использовать сочинения древних армянских историков. Ср. также данные Псевдо-Агафангела (FHG. V/2. Р. 198 f.), Агафангела (ibid. Р. 109-121), Псевдо-Вардана (ibid. Р. 86). О восстании см.: Euseb. Chron. / Ed. Karst. P. 97, Olimpiad. 133.
[35] Существует обширная литература по вопросу о парфянской эре, но поскольку сейчас эта проблема уже окончательно решена, то не стоит обсуждать ее в деталях. Решение началось с исследования табличек с двойной датой, проведенного Джорджем Смитом (Smith G. Assyrian Discoveries. London, 1875. P. 389), хотя из-за ошибки в его датировке селевкидской эры его дата была также на один год раньше. Ср.: Kugler F. X. Sternkunde und Stemdienst in Babel. Bd. II. M?nster, 1907-1937. S. 443—463.
[36] Личность первого Аршака еще более таинственна, чем фигуры его ближайших преемников. До времени около 140/139 г. до н. э. — начала выпуска парфянами первых датированных монет — вообще нет никаких оснований для составления хронологического списка парфянских царей. Однако традиционный список, приведенный Ротом (Wroth. Parthia. P. 273 f.), не является абсолютно вымышленным. Тарн (Tarn // САН. Vol. IX. Р. 613) в целом отказывается от этого порядка и обосновывает новый список, опирающийся на клинописные источники, хотя те редко дают царю какое-либо другое имя, кроме Аршак.
[37] Iustin. XLI. 4. 6-7. Арриан (Arrian. Parthica Fr. 1), цитируемый у Фотия (Photius. Cod. 58), дает имя Ферекл, но Синкелл (Synccllus. Р. 539), предположительно также цитируя Арриана, называет его Агафоклом. Этот Андрагор не является Андрагором, известным по монетам (см. с. 32, примеч. 26).
[38] Strabo XI. 9.3.
[39] Arrian. Parthica Fr. 1 (Photius. Cod. 58).
[40] Историкам — как древним, так и современным — серьезной помехой является то обстоятельство, что все парфянские цари использовали это имя в качестве титула, см.: Iustin. XLI. 5. 5-6; Strabo XV. 1. 36; XVI. 1. 28; Moses Chor. II. 1; Amm. Marcel. XXIII. 6. 5. To же самое наблюдается и в вавилонских клинописных документах.
[41] Arrian. Parthica Fr. 1 (Photius. Cod. 58).
[42] Arrian. Parthica Fr. 1 (Syncellus. P. 539). Ср.: Tarn W. W. Queen Ptolemais and Apama // Classical Quarterly. Vol. XXIII. 1929. P. 138-140. Тарн считает, что данное утверждение было сделано для того, чтобы обосновать власть Аршакидов над территорией Селевки-дов, которые также были связаны с персидской династией.
[43] Isid. Char. Mans. Parth. 11; Tarn // САН. Vol. IX. P. 575; ср.: PW, статья «Asaak». Если Исидор упоминает Аршака I, то тогда важно, что в городе поддерживалось священное пламя, так как парфяне в тот период, вероятно, были зороастрийцами.
[44] Strabo XI. 9. 2; Iustin. XLI. 4. 7 f.
[45] Arrian. Parthica Fr. 1 (Syncellus. P. 539).
[46] Iustin. XLI. 4. 8. Тарн (САН. IX. 576), следуя статье «Hyrkania» (PW. Col. 501), говорит о том, что завоевание произошло, вероятно, после 217 г. до н. э., потому что во время кампании 219-217 гг. до н. э. в Келесирии в армию Антиоха III входили контингенты кадузиев и дахов (Polyb. V. 79. 3; 7), и поэтому власть Селевкидов, видимо, распространялась до Каспийского моря. Но наемники были распространенным явлением в армиях этого периода и ранее, когда даже в войсках Навуходоносора находились греки, и я не считаю, что такие заключения могут быть основаны на подобных фактах.
[47] Iustin. XLI. 4. 9.
[48] Ibid. XLI. 4. 8.
[49] Профессор Олмстэд обратил мое внимание на тот факт, что вавилонские документы не упоминают Птолемея и что их даты не подтверждают вероятность его правления в Вавилонии.
[50] Эта дата очень неопределенная; см.: Rapson // CHI. Vol. I. P. 440; Bevan. House ofSeleucus. Vol. I. P. 194,285. Тарн (САН. Vol. VII. P. 720) отказывается принять какое-либо решение. См. также: Hansen E. V. The Great Victory Monument of Attalus I // AJA. Vol. XLI. 1937. P. 53, n. 3.

[51] В более поздние времена греческие авторы часто путали Селевкию и Вавилон, хотя таблички, относящиеся к тому времени, показывают, что уроженцы Вавилонии не совершали такой ошибки. Важность этой путаницы в парфянский период преувеличена.
[52] Polyb. X. 48; Strabo XI. 8. 8; Tomaschek W. Zur historischen Topographie von Persien // SAWW. Bd. CII. 1883. S. 218; Tarn. Sel.-Parth. Studies. P. 113.
[53] Tarn // CAH. VII. P. 722, но ср.: Bevan. House of Seleucus. Vol. I. P. 289, n. 4.
[54] Iustin. XLI. 5. 1.
[55] На основании данных Посидония (Posidonius. Hist. XVI, fr. 12 = J. Bd. II A. S. 228), сохраненных Афинеем (Athen. Deip. IV. 153), а также монет Гарднер (Gardner. Parthian Coinage. P. 4) утверждает, что Селевк был когда-то пленником парфян — либо после Анкиры, либо во время рассматриваемой кампании. Получается, что борода, которая появляется на его монетных портретах, аналогична бородам на монетах только тех правителей, которые были пленниками на Востоке. Ср.: Rawlinson. Sixth Mon. P. 49, n. 1. Иосиф Флавий упоминает эту кампанию (Iosephus. Contra Apionem I. 206).
[56] Appian. Syr. 66.
[57] Tarn // CAH. Vol. VII. P. 724.
[58] Thureau-Dangin F. Tablettes d’Uruk ? l’usage des pr?tres du temple d’Anu au temps des S?leucides // Mus?e du Louvre. Textes cun?iformes. VI. Paris, 1922. № 1 rev., особенно строка 23. Ср.: Olmslead A. T. Intertestamental Studies // JAOS. Vol. LVI. 1936. P. 245.
[59] Polyb. V. 40-54.
[60] Thureau-Dangin. Tablettes d’Uruk. № 3 rcv., строки 28 и 43.
[61] Iustin. XLI. 5. 1-4: неправильный вариант — Запаоргенон.
[62] Rawlinson. Sixth Mon. P. 53. Плиний Старший (Plin. Hist. nat. VI. 46) называет город Дареум, а место — Апавортена; ср.: Апаварктикене (Isid. Char. Mans. Parth. 1; 13). Место называется по-разному: оазис Аттека на востоке от Ахал-Теке (PW, статья «Dara». Nr. 1), место, «вероятно, расположенное около Абиварда в Апаварктикене» (Tarn II САН. Vol. IX. Р. 575), Кала Маран (Sykes. History of Persia. Vol. 1. P. 310), возможно, Келат (Encyc. Brit., статья «Parthia»), а также поблизости от Келат-и Надири (Herzfeld. Zarathustra // AML Bd. I. S. 109, Anm. 1). В. Шапо (Chapot V. La fronti?re de l’Euphrate de Pomp?e ? la conqu?te arabe. Paris, 1907. P. 314, n. 1) путает Дару Тир и дата с Дарой, основанной Анастасией у Низибиса около 504 г. н. э., и обвиняет Юстина, но не его оригинал — Трога Помпея, в плохом знании топографии.
[63] Аполлодор (Strabo XI. 13. 6); Stcph. Byz. s. v. ‘?????; Plin. Hist. nat. VI. 113. Ср. границы Парфии, о которых говорится у Страбона (Strabo XI. 9. 1). [64]
[64] Baeton. Fr. 2 (J. Bd. II В. S. 623); Diognetus. Fr. 1 (Ibid. S. 626); Strabo XI. 9. 1; Ptolcmaeus. Geographia VI, 5. 2. Полибий (Polyb. X. 28) говорит, что все дороги сходятся в Гекатомпиле. Его местоположение пока еще не установлено, так как во время последних раскопок в Дамгане не удалось выявить парфянские материалы. Уильям Джексон (Jackson A. V. W. From Constantinople to the Home of Omar Khayyam. New York, 1911. P. 161 ff., 176 ff.) помещает его между Фратом и Дамганом в Шахр-и-Кумис. См. также: Mordtmann A. D. Hekatompylos. Ein Beitrag zur vergleichenden Geographie Persiens // Sitzungsberichte der Bayerische Acad. der Wiss. 1869. Bd. 1. S. 497-536; Schindler A. И. Beschreibung einiger wenig bekannten Routen in Chorass?n // Zeitschrift der Gesellschaft f?r Erdkunde zu Berlin. Bd. XII. 1877. S. 216; Notes on Some Antiquities Found in a Mound near Damghan // JRAS. NS. Vol. IX. 1877. P. 425-427; PW, статья «Hekatompylos». Nr. 1. Сайкс предлагает считать им Дара Г аз, расположенный примерно в 50 милях к северо-востоку от Астрабада (Sykes Р. М. A Sixth Journey in Persia // Geographical Journal. Vol. XXXVII. 1911. P. 17 f.).
[65] Arrian. Parthica Fr. 1 (Syncellus. P. 539).
[66] Наш единственный источник (Trog. Pomp. XLI) должен быть исправлен либо путем замены имени Митридата на имя Тигран, либо путем перестановки текста, как предложил Гутшмид (Gutschmid. Geschichte Irans. P. 81). Из этих двух вариантов предпочтительна замена имен. Вариант с перестановкой текста принят Рейнахом (Reinach Th. Mithridate Eupator. Paris, 1890. P. 310), Ротом (Wroth. Parthia. P. XXXI-XXXII), фон Петровичем (Petrowicz. Arsacidcn-Miinzcn. S. 9), Морганом (Morgan J. de. Numismatique de la Perse antique. Fase. 1. Introduction. — Arsacides), Бабелоном (Bahelon E. Traite des monnaies grecques et romaines. III. Monnaies orientales. I. 1. Col. 85 и n. 2) и Э. Мейером (Encyc. Brit., статья «Parthia»), Ж. де Морган и Мейер называют данного правителя Аршаком II. Замену имени предпочли следующие ученые: Justi F. Iranisches Namenbuch. Marburg, 1895. S. 31, 412; Allottede laFit?e. Nouveau classement des monnaies arsacides // RN. 1904. P. 320-322; Minns E. H. Parchments of the Parthian Period from Avroman in Kurdistan // JHS. Vol. XXXV. 1915. P. 40 f., n. 58; Tarn. Sel.-Parth. Studies. P. 119, n. 4.
[67] Полибий упоминает Антиоха у Евфрата осенью 211 г. до н. э. (Polyb. IX. 43); согласно Аппиану, он вторгся в восставшие Мидию и Парфию (Appian. Syr. I. 1).
[68] Polyb. X. 27.
[69] Юстин сильно преувеличивает цифры, называя 10 0000 пехоты и 20 000 кавалерии (Iustin. XLI. 5. 7)!
[70] PW, статья «Tagai».
[71] Mordtmann. Hekatompylos. P. 531-534; Dorn В. Caspia // Acad?mie imp?riale des sciences de St.-P?tersbourg. M?moires. 7 s?r. T. XXIII/1. 1875. P. 15, 129-130; PW, статья «Tambrax»; Herzfeld. Sakastan // AMI. Bd. IV. 1932. P. 37.
[72] Dorn. Op. cit. P. 127; Tomaschek W. Zur hist. Topographie // SAWW. Bd. CIL 1883. S. 224 f.; MarquartJ. Untersuchungen zur Geschichte von Eran. G?ttingen, 1896-1905. Bd. II. S. 62; PW, статья «Syrinx». Nr. 3. Возможно, что это Турунга, которая находится на расстоянии одного дня пути к западу от Сари.
[73] Polyb. X. 27-31; к сожалению, фрагмент текста на этом месте обрывается.
[74] Iustin. XLI. 5. 7.
[75] Strabo XVI. 1.18; Diod. Sic. XXVIII. 3 и XXIX. 15; Iustin. XXXII. 2. 1 f.; Porphyry. Fr. 32. 10 и 47 (J. II В. S. 1216; 1224 f.).
[76] Wroth. Parthia. P. XIX; ср.: Rawlinson. Sixth Mon. P. 59, где указан 196 г. до н. э.
[77] Iustin. XLI. 5.9; до 176 г. до н. э., Wroth. Parthia. P. XX; до 181 г. до н. э. (Rawlinson. Sixth Mon. P. 59; Sykes. History of Persia. Vol. I. P. 321). По-видимому, имя Приапатий тождественно имени Фриапит, которое носил предок Аршака: ср. с. 34, примеч. 41.
[78] Iustin. XLI. 5.9.
[79] Rawlins on. Sixth Mon. P. 85.
[80] Информацию об этом народе см.: Arrian. Anabasis III. 24; Strabo XI. 8. 1 и XI. 13.
[81] Isid. Char. Mans. Parth. 7. «Харакс» в переводе с греческого означает «ограждение».
[82] Iustin. XLI. 5. 9-10.
[83] Wroth. Parthia. P. XX.
[84] Breccia E. Mitridate I il Grande, di Partia // Klio. Bd. V. 1905. P. 39-54.
[85] Ср.: Apollodoms. Parthica (?) (= Strabo XV. 1. 3; см. также: XI. 9. 2).
[86] Нет никаких свидетельств, чтобы надежно датировать эту кампанию. Информацию об этих областях ср. со Страбоном (Strabo XI. 11.2), Аспион и Турива которого отождествлены с указанными территориями Тарном (Tarn. Sel.-Parth. Studies. P. 122-126). Тарн считает, что данная кампания имела место после 163 г. до н. э.; но его аргументы в пользу того, что Парфия служила преградой даже для пересылки монетных шаблонов (см.: САН. Vol. IX. Р. 576, п. 1), не кажутся убедительными. Ср.: Rostovtzeff // САН. Vol. VII. Р. 174.
[87] Об этом вопросе см. с. 68-69. Есть другие возможные варианты, кроме реки Порали. Тарн принимает южные и восточные завоевания, но не без сомнений (САН. Vol. IX. Р. 579). Слон на монетах Митридата не является доказательством завоеваний в Индии; ср. с монетами Фраата II, Артабана «II» (моего Артабана III) и Митридата III у Рота (Wroth. Parthia. P. 262, а также: Abbott G. Н. The Elephant on Coins. Sydney, 1919. P. 6). Очевидно, парфяне мало использовали это животное: единственные упоминания о них в литературе находим у Тацита (Тае. Arm. XV. 15) и Диона Кассия (Dio Cass. LXII. 21.4). Это было специфической особенностью парфян, в отличие от которых Селевкиды и Сасаниды уделяли большое внимание слонам.
[88] Ср.: Тас. Hist. V. 8.
[89] Iosephus. Ant. XII. 295-297; ср.: IV Maccabees 18: 5; Kolbe W. Beitr?ge zur syrischen und j?dischen Geschichte // Beitr?ge zur Wissenschaft vom Alten Testament. Bd. XXXV. Stuttgart, 1926. S. 106, 155-159.
[90] Appian. Syr. 45; 66; Diod. Sic. XXXI. 17a (Ed. Dindorf, 1868).
[91] II Maccabees 9: 1-2.
[92] Iosephus. Ant. XII. 354 f.; ср.: CumontF. Nouvelles inscriptions grecques de Suse // CR. 1932. P. 284 f. — надпись о здравии неких Антиоха и Лаодики, которую Кюмон относит к Антиоху Епифану на основании палеографических данных.
[93] Polyb. XXXI. 9.
[94] PW, статья «Timarchos». Nr. 5; САН. Vol. VIII. P. 518-520.
[95] Iustin. XLI. 6. 6.
[96] Iustin. XLI. 6. 7. Это противоречило обычной парфянской системе вассальных царств.
[97] Парфянское вторжение упоминается в: Orac. Sibyl. III. 303-313. Р. Чарльз датировал эту часть 3-й книги на других основаниях временем около 140 г. до н. э. (Charles R. Н. The Apocrypha and Pseudcpigrapha of the Old Testament. Oxford, 1913. II. P. 384, строки 295-488).
[98] О том, что это был Деметрий, а не Митридат, свидетельствует тот факт, что он собирал людей «без разбору». Парфянский же правитель уже имел армию, с которой он только что вторгся в страну.
[99] Данная запись о походе записана на табличке SH 108 из Британского музея, описана Куглером (Kiigler Sternkunde und Sterndienst in Babel. Bd. II. S. 442) и частично опубликована в его книге: Von Moses bis Paulus. M?nster, 1922. S. 338 ff. Олмстэд восстанавливает строки 2-9 следующим образом: «…Людей без разбору [собрал Деметрий]; [он отправился] к городам Мидии… В начале того месяца на 22 день su-bu (?)… rab uqu (военачальник) вступил на землю Аккада. [Против него,] Аршака, царь в Селевкию [двинулся. Город…] страны Ашшура, который перед лицом царя Аршака [преклонился]… [В Селевкию] царский город он вошел; в месяц, на 28-й день [он сел на троне].
Год 171-й, Аршак царь, на 30 день месяца Du’uzu…». За этим пассажем следовали астрономические данные. Несмотря на некоторую определенность, восстановления текста намного более вероятны, чем могут показаться непосвященным, так как являются общими формулами современных им документов. Тарн следует совершенно иной интерпретации, принадлежащей Куглеру (САН. Vol. IX. 579 f.). Теперь см.: Olmslead А. Т. Cuneiform Texts and Hellenistic Chronology // CPh. Vol. XXXII. 1937. P. 12 f.
[100] Моисей Хорснский (Moses Chor. I. 7 и И. 4. 1) делает Ассирию подвластной Митридату.

[101] Табличка с двойной датой у О. Шредера (Schroeder О. Kontrakte der Seleukidenzeit aus Warka // Vorderasiatische Schritfdenkm?ler. Bd. XV. Leipzig, 1916.Nr. 37)свидетельствует только о том, что Урук тогда признал Митридата царсм. Тарн (САН. Vol. IX. Р. 576 f.), оперируя формулой r?s sarr?ti, «год вступления на престол», помещает захват Вавилона до 1 дня месяца Нисана 141 г. до н. э., но Селевкиды никогда не использовали формулу «годы вступления на престол», и, таким образом, документы должны были получить двойную дату только тогда, когда была признана власть Митридата.
[102] Ciimont. Nouvelles inscriptions grecques de Suse. P. 278 f.
[103] Юстин пропускает захват Вавилонии после мидийской кампании и затем говорит о том, что Митридат отправился в Гирканию (Iustin. XLI. 6, 6-9). Орозий сохраняет традицию относительно действий на Востоке между первым и вторым походами Деметрия (Orosius V. 4. 16). См. также дискуссию о табличке из Британского музея Sp. I 176 (Kugler. Von Moses bis Paulus. S. 342 f.; Pinches T. G. The Old Testament in the Light of Historical Records and Legends of Assiria and Babylonia. 2nd ed. London, 1903. P. 484,553). Куглер датирует табличку согласно астрономическому календарю месяцем Kislimu 171г. селевкидской эры, т. е. декабрем 141 г. до н. э. Отрывок, о котором здесь говорится, дается в переводе Штрассмаера для Куглера: «В том же месяце я услышал, что царь Аршака и его войска в городе (в переводе Пинчеса — “к [городу]”) Аркания, царь (Пинчес пропускает)… На 6-й день эламиты со своими воинами выступили против города Апамся на реке Силху…». В другом месте на табличке упоминается Селевкия.
[104] См. с. 68-69.
[105] В Книге Маккавеев (I Maccabees 14:1-3) категорично утверждается, что Деметрий был взят в плен парфянским военачальником. Другие источники об этом походе не упоминают Митридата. Заметьте, что Юстин говорит о том, что Деметрий, захваченный вскоре после того, как Митридат оставил Месопотамию, был отправлен в Гирканию (Iustin. XXXVI. 1. 5 f.); из этого логически вытекает, что он был отправлен к парфянскому монарху. Ср. строку 20 надписи на табличке SH 108 из Британского музея, восстановленную Олмстэдом (см. с. 43, примеч. 99): «В тот месяц (Ululu или позже), на третий день, Ника[тор, царь, был взят в плен]».
Далее в тексте упоминаются «царь Аршак» и «Селевкия».
[106] См. с. 44, примеч. 103, а также PW, статьи «Apamea». Nr. 3, «?????». Nr. 2 и «Dialas»; и Schaeder H. H. Hasan al-Basri //Der Islam. Bd. XIV. 1925. S. 15 ff.
[107] Iustin. XXXVI. 1.2-4.
[108] Iustin. XXXVI. 1. 4. Это вторая кампания, упомянутая Плутархом (Plut. Reg. imp. Apophlheg. 184. 1) (Loeb. III. P. 86) и Орозием (Orosius V. 4. 17). Ср.: Kolbe. Beitr?ge. S. 38—40.
[109] I Maccabees 14: 1-3; Iustin. XXXVI. 1. 5-6 ; XXXVIII. 9. 2-3.
[110] Appian. Syr. 67.
[111] Strabo XVI. 1.18. Заметьте, что Юстин упоминает о походе в Элимаиду после похода в Гирканию (Iustin. XL1. 6. 7-8). На реке Эвлей, ниже Суз находился храм Артемиды; см.: Plin. Hist. nat. VI. 135 и PW, статья «Eulaios». Эвлей — это современный Карун.
[112] Strabo XVI. 1.18. Для идентификации см.: PW. 2 ser. Bd. IV. Col. 2561, «?????????». Nr. 13.
[113] Кюмон (Cumont. Nouvelles inscriptions grecques de Suse. P. 281) датировал 130 г. до н. э. Унвала (Unvala J. М. Inventaire des monnaies recueillies dans les fouilles // M?m. Miss, arch?ol. de Perse. T. XXV. 1934. P. 115, n. 129) публикует без иллюстраций монету Митридата I из Суз; «161 год селевкидской эры = 152/151 н. э. (sic!)», на самом деле 151/150 г. до н. э.
[114] Wroth. Parthia. P. 15. Даты на парфянских монетах в этом томе, судя по всему, подсчитаны на основе вавилонского календаря, согласно которому новый год наступает 1-го числа месяца Нисана (1 апреля), и селевкидской эры, которая началась в Вавилонии в 311 г. до н. э. Для нумизматического доказательства использования вавилонского календаря см.: McDowell. Coins from Seleucia. P. 147-153, а также рецензию Ньюэлла (Newell E. T. //AJA. Vol. XLI. 1937. P. 515-517). Табличка из Урука, датируемая «8 днем 109 года Арисак, равного году 173 (?)», т. е. 139/138 г. до н. э., опубликована в: Clay А. Т. Babylonian Records in the Library of J. Pierpont Morgan. Vol. II: Legal Documents from Erech dated in the Seleucid Era. New York. 1913. No. 52. Табличка No. 53, без указания года, но написанная тем же самым писцом, датируется правлением Аршака и его матери Ри-[ин](?)-ну, которая была регентом. Этот царь должен был быть преемником Митридата. См. также: Iustin. XLI. 6. 9.
[115] Часто предполагается, что земли, перечисленные в фаргарде 1 «Вендидада», принадлежали Митридату I; ср.: Benveniste Е. L’?r?n-v?z et l’origine l?gendaire des Iraniens II BSOS. Vol. VII. 1933-1935. P. 272. Этого не может быть, так как очень сомнительно, к примеру, чтобы Митридат I когда-либо владел Месеной. Даже в том случае, если бы он владел ею, ее завоевание должно было иметь место после занятия Согдианы юэчжами.
[116] Кроме пунктов, отмеченных выше, «Михр Яшт», был, очевидно, написан в период экспансии. Западные границы достигли Тигра, но не Евфрата; см.: ibid. XXVII. 104. Ср. также: Olmstead. lntertcstamental Studies // JAOS. Vol. LV1. 1936. P. 253, n. 40; Debe-voise. Parthian Problems // AJSLL. Vol. XLVII. 1930/1931. P. 81.

Источник:

Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии. «Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета», «Нестор-История». Санкт-Петербург, 2008.
Перевод: В. Никоноров.

 
© 2006 – 2019 Проект «Римская Слава»