Римская Слава - Военное искусство античности
Новости    Форум    Ссылки    Партнеры    Источники    О правах    О проекте  
 

Влияние, оказанное достижениями Траяна в Дакии (Rossi L.)

Влияние, запечатленное официально и оставшееся в памяти людей

Огромный эффект достижений Траяна в Дакии, с психологической точки зрения, может быть измерен по тому, с каким размахом они были запечатлены в пределах римского мира и тем эхом, которым они отдавались далеко за географическими и хронологическими границами того времени.

Прежде всего, даже сегодня мы можем почувствовать, влияние войн Траяна с Дакией на всю империю, взглянув на древнеримские монеты, отчеканенные в тот исторический период. Это подтверждается наличием на обратной стороне этих монет изображений, повествующих о победе Рима, триумфе Траяна, унижении врага и расширении империи.

Более того, Дакийским войнам посвящено довольно большое количество эпиграфического материала. Хотя это является предметом отдельного изучения, также может быть полезно, включить в данную книгу кое — какие отрывки, с переводами, из надписей (в особенности романо – британских), относящихся к армии, изображенной на Колонне.

Наконец, крайне важно тщательно изучить комплекс археологических памятников, найденных недалеко от места главного сражения, а именно, тех, что находятся у «Трофея Траяна» (современный Адамклисси) в провинции Нижняя Мезия. Они, будучи расположенными недалеко друг от друга, представляют собой развалины алтаря (кенотафа), мавзолея и гигантский триумфальный монумент «Трофей Траяна» (Tropaeum Traiani), украшенный серией скульптурных метоп представляющих сцены войны против Даков. Этот монумент имеет невероятную важность для изучения провинциального мемориального искусства, и даже более того, прослеживания следов утерянной истории Дакийских войн и возвращение их к жизни через свидетельства изображений. Действительно, можно сказать, что «Трофей» — это провинциальная копия Колонны. Сравнивая фотографии, мы можем оценить значение тех событий как для империи (с монумента в Риме), так и для простых солдат, принимавших в них участие (с монумента в Адамклисси). Но прежде, давайте посмотрим, насколько сильно, несмотря на пространство и время сохранилась слава Траяна в народной памяти и перешла из Античности в Средние Века.

Храбрые сармато–скифские союзники даков пришли с восточных равнин Украины, воевать с Римом и вернулись обратно в свои далекие, морозные степи после того, как испытали на себе удар римской военной мощи и всю тяжесть последовавшего поражения. Траян, непобедимый завоеватель с Запада, стал, таким образом, мифическим, богоподобным героем, вошедшим в пантеон народов, ставших впоследствии славянами. Тысячу лет спустя, имя Траяна все еще со страхом упоминается в «Слове о полку Игореве» (57, «Были века Трояна»).

На Христианском Западе, где римские императоры – язычники обычно проклинались, Траяна прославляли и возвеличивали. Появилась легенда о том, что Папа Григорий Великий, взглянув на Колонну и будучи тронутым мыслью о добродетелях Траяна молился за спасение его души. Далее в «Рае» Данте, Траян сияет высоко в лучах славы божественного орла: он и в самом деле

Dei cinque che mi fan cerchio per ciglio
Colui che piu al becco mi s’accosta
(«Из тех пяти, что изогнулись бровью,
Тот, что над клювом ближе помещен»)

на шестом небе (Paradiso, XX, 31-48).

Дакийские войны на римских монетах

После окончания первой войны с Дакией, была отчеканена серия двухсторонних монет, изображения на которых были посвящены победам Траяна. Эти монеты датируются периодом между 102 и 114 гг. н.э. и охватывают четвертое, пятое и шестое консульства императора, а на лицевой стороне монет часто имеется надпись Dacicus, дарованная ему либо в конце 102, либо в начале 103 г. н.э.

 

Римские моенты Рис. 1
1. Сидящий на щите в скорбящей позе пленный дак благородного происхождения, возможно Децебал, на голове которого шапка, а рядом с ним лежит национальное оружие – боевая коса. Это изображение символизирует Dacia capta – поверженную Дакию. Denarius Траяна, M&S 216.
2. Дакия, преклоняющая колени перед Pax. Denarius Траяна, ВМС 216.
3. Дакия перед Римом, держащим копье и статуэтку победы в протянутой руке. Sestertius Траяна, M&S 534.
4. Классическое триумфальное изображение императора верхом на лошади, поражающем на всем скаку вражеского воина (дака). Sestertius Траяна, M&S 534.
5. Император, коронуемый Победой. Sestertius Траяна. ВМС 825.
6. Дак, сидящий на груде оружия и щитов; слева видны косы. Denarius Траяна. ВМС 391.
7. Дакия, сидящая в скорби на груде оружия. Sestertius Траяна. ВМС 786.
8. Типичный дакийский трофей на обратной стороне Denarius Траяна, ВМС 391. Его же можно увидеть на Колонне, слева от Победы, отделяющей две войны (см. 9).
9. С этим трофеем может быть ассоциирована фигура императора или Марса. Трофеи подобного рода также представлены на Колонне, тогда как он сам по себе является episema на верху монумента в Адамклисси (см. Рис. 1(2)).
10. Персонификация Победы с надписью на щите Victoria Dacia. Denarius Траяна. ВМС 322.
11. Изображение Колонны на denarius Траяна (ВМС 454). Очень реалистично, но статуя на вершине изображена гораздо большей, чем была на самом деле.
12. Обратная сторона sestertius Траяна с легендой Dacia Avgvsta Provincia. ВМС, 960. Это изображение символизирует и празднует римскую военную колонизацию покоренной Дакии.

 

Часто невозможно точно связать эти монеты с одной или другой войной. Но в них мы можем увидеть разнообразные тенденции в создания памятных официальных надписей и изображений. Изображения на обратной стороне монет, вероятно, создавались под воздействием «реалистической» тенденции. Они относятся к фактическим событиям и несут особенное значение, легко понятное разглядывающему их человеку. На таких монетах изображены сцены, на которых представлен одинокий дакийский пленник, либо стоящий со связанными руками, либо стоящий на коленях или сидящий в отчаянии на щите и оружии. Все изображено весьма детально (например, головной убор и изогнутый falx (см. Рис. 1(1,4-7)). В другом месте, мотив Dacia capta связан либо с фигурой императора, либо с персонифицированным Римом и такими традиционными римскими образами, как Сенат, Тибр или Pax Romana, для того, чтобы создать полуреалистический комплекс с более выразительным значением памятных надписей и изображений. Таким образом, у нас есть дак (Децебал?), подносящий свой щит Траяну, Траян, представляющий пленника Сенату, пленник, преклоняющий колени перед Римом (Pax), фигура, представляющая Тибр, стоящий одним коленом на Дакии, которую он поверг на землю и голова дака, под ногой стоящего императора (см. Рис. 1(2,3)).

Изображение захваченных и униженных римлянами в присутствии Траяна даков весьма обычно как на Колонне, так и на монументе в Адамклисси.

Особенно значимым и находящимся между достоверностью и аллегоричностью в создании памятных изображений, является классический сюжет, в котором Траян, верхом на коне, поражает копьем упавшего дака (см. Рис. 1(4)).

Стоит сказать, что подобная эпическая сцена, с символическими надписями, которые обозначают нечто большее, чем просто повествование о военных подвигах, широко использовалась и до Траяна; монеты, с подобными изображениями были, по-видимому, отчеканены в больших количествах. С другой стороны, этой сцены нет на Колонне. Ее можно распознать только на одной из метоп монумента в Адамклисси. Другим типичным символом римской победы и триумфа было изображение императора управляющего квадригой и держащего либо скипетр, увенчанный орлом, либо лавровую ветвь.

Среди вышеперечисленных образов, образ Dacia Capta, побежденной и униженной, отчасти принадлежит к большому количеству более абстрактных изображений, таких как, например «груда оружия» (congeries armorum) и сам Трофей. Очень распространены монеты, на обратных сторонах которых изображена Дакия, сидящая в скорби на груде щитов, изогнутых мечей и длинных копий или просто рядом с трофеем. Также нередко встречаются монеты с Dacia, держащей трофей на своих плечах или поверженной у ног Траяна, поднимающего трофей.

Чистой воды символическая тенденция представлена монетами с простым «Дакийским трофеем» с обычными элементами – кираса или туника, шлем, щиты, поднятые на перекрещенных шестах, у основания которых часто изображена груда оружия, иногда включая только дакийское (см. Рис. 1(8)).

Более того, как сама Колонна, так и Tropaeum Traiani изображены на двусторонних монетах столичной и провинциальной чеканки соответственно.

К той же символической тенденции относится классическая персонификация крылатой победы, либо с надписью DA CI CA или VIC DAC на овальном щите либо украшенная трофеем, либо коронующая императора (см. Рис. 1(10)).

Первый вариант представлен на Колонне, но без слов на щите. Это изображение служит разделителем между двумя войнами (см. Рис. 1(5,9)). Сам по себе щит с надписью DACIA CAPTA – это простейший способ воздать память победе.

Однако, в римском понимании победы, главной целью было не разбить и унизить врага, а, скорее, вовлечь его в орбиту романизации через ассимиляцию гражданского населения (Вергилий, «pacisque imponere morem»), что обычно следовало за фактическим завоеванием территории. Отсюда мы находим, что романизация новой провинции Дакии запечатлена как на монетах, так и на Колонне. Между 112 и 114 гг. чеканилась двусторонняя монета с надписью DACIA AVGVST PROVINCIA: персонификация провинции сидит мирно и гордо держит легионерский штандарт, а дети, с кукурузой и виноградом, играют на ее коленях (см. Рис. 1(12)).

Правильная интерпретация этой аллегории дается профессором Дж. М. С. Тойнби, который утверждает, что она связывает вместе «военный» (штандарт) и «колониальный» (дети и урожай) символы как чистая аллюзия к колонизации Дакии солдатами — ветеранами. Эта аллюзия идеально согласуется как с историей, так и в сфере искусства — с одной из последних сцен на Колонне, где группа бородатых мужчин в коротких плащах и in caliga (т.е. в сандалиях, которые носили римские солдаты) идут в землю, покинутую местным населением (см. 156). Можно сделать вывод, что это ветераны Траяна, которые заселяют Дакию и романизируют ее на столетия вперед.

Надписи, относящиеся к дакийским войнам

Памятная надпись на основании Колонны Траяна (Смоллвуд, 378, стр. 128).

SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS / IMP. CAESARI DIVI NERVAE F. NERVAE / TRAIANO AVG. GERM.DACICO PONTIF. / MAXIMO TRIB.POT. XVII IMP.VI COS.VI P.P. / AD DECLARANDVM QVANTAE ALTITVDINIS / MONS ET LOCUS TANT [is oper] IBVS SIT EGESTVS

Сенат и народ Рима императору Цезарю, сыну божественного Нервы, Нерве Траяну Августу Германику Дакику pontifex maximus во время его 17 полномочий трибуна, 6 имперского празднования и 6 консульства, Отцу Страны, декларируют как сильно холм и место были срыты для этих великих работ.

Надпись, высеченная в скале на правом берегу Дуная, западнее Оршовы (Смоллвуд 413, стр. 135, ILS 5863):

IMP. CAESAR DIVI NERVAE F. NERVA TRAIANVS AVG.GERM.PONTIF. MAXIMVS TRIB.POT.IIII PATER PATRIAE COS.III MONTIBUS EXCISI[S] ANCO[ni]BUS SUBLAT[i]S VIA[m] F[ecit]

Император Цезарь, сын божественного Нервы, Нерва Траян Август Германик pontifex maximus во время своих четвертых полномочий трибуна, Отец Страны во время своего третьего консульства после проведения всех необходимых работ сделал эту дорогу.

Памятная надпись великого Трофея в Адамклисси (Смоллвуд, 303, стр. 104; Пикард, стр. 394)

MA[rti] VLTORI / IMP. [Caes] AR DIVI / NERVA [e] [f.] NERVA [Tr] AIANVS AV [g.] [Germ.] / [Dac] I [cus] P [on] T. MA [x.] / [trib.] [potes] T. XIII / [imp.] VI [cos.] V P. P. / … [версия Смоллвуда] [per exerc?] ITV [m…] sv… E… [версия Пикарда] [et] [exerc] ITV[s] [Мезия] / [нижняя] sv [b]

Марсу Мстителю, Император Цезарь, сын божественного Нервы, Нерва Траян Август Германик pontifex maximus во время своих тринадцатых полномочий трибуна, шестого имперского празднования и пятого консульства Отец Страны… [версия Пикарда], армия Нижней Мезии.

Памятная надпись на мемориале Дакийской войне в Адамклисси (ILS, 9107):

… [Траян и т.д.] [Tri] b.pot… [в] MEMORIAN FORTISS [imorum] [virorum] [qui] PRO REP. MORTE OCCVB[uerunt] [c]OL. NEAPOL.ITAL. PRAE[f] … [несколько имен]

Траян … полномочия трибуна … В память о храбрейших людях, которые встретили смерть за содружество … Префект, из colonia Неаполя, в Италии …

Военные дипломы1 в которых записаны солдаты вспомогательных войск и части, принимавшие участие в Дакийских войнах:

Созданное в Британии подразделение получило Римское гражданство и др. почетные титулы за выдающуюся службу в Дакии. Траян Новантику, 11 августа 106 г. (двойная бронзовая табличка, найденная в Поролиссуме; CIL XVI, Suppl. 160):

IMP. CAESAR DIVI NERVAE F.NERVA TRAIA / NVS AVGVSTVS GERMANIC.DACICVS / PONTIF.MAXIMVS TRIBVN.POTEST. / XIII IMP.VI COS.V P.P. / PEDITBVS ET EQVITIVS QVI MILITANT / IN COHORTE I BRITTONVM MILLIARIA / VLPIA TORQVATA P.F.CIVIVM ROME / NORVM QVAE ESTIN DACIA SVB D. / TERENTIO SCAVRIANO QUORVM NO / MINA SVB SCRIPTA SVNT PIE ET FIDELI / TER EXPEDTIONE DACICA FVNCTIS / ANTE EMERITA STIPENDIA CIVITA / TEM ROMANAM DEDIT / A.D.III IDVS AVG. / DARNITHITI / L. MINICIO NATALE / Q.SILVANO GRANIANO COS. / PEDITI / M. VLPIO ADCOBROVATI F.NOVANTICO / NI / RATIS / .DESCRITVM ET RECOGNITVM EX TA / BVLA AENEA QVAE FIXA EST RO / MAE IN MVRO. POST TEMPLVM / DIVI AVG.AD MINERVAM

Император Цезарь, сын божественного Нервы, Нерва Траян Август Германик pontifex maximus во время своих четырнадцатых полномочий трибуна, шестых имперских празднеств, пятого консульства, Отец Страны, конным и пешим солдатам, служащим в первой когорте Бритонцев численностью в 1000 чел., Ulpia, римских граждан, награжденная торквесом, покорным и преданным, находящиеся в Дакии под командованием Д. Терреция Скауриана и чьи имена записаны ниже, и тем, кто служил с честностью и лояльностью в Дакийской экспедиции, до истечения срока их службы [этим] даровано римское гражданство. 11 августа в Дарнизисе, консулы Л. Миниций Наталий и К. Сильваний Граниан. Пехотинцам М. Ульпию, сыну Аукобровата, Новантику, из Ратаэ (Коританорум – Лейчестер). Скопировано с и сравнено с бронзовой табличкой, прикрепленной, в Риме, к стене за храмом божественного Августа, рядом с храмом Минервы.

На другой табличке записаны имена свидетелей:

P.CORNELI ALEXANDRI / L.PVLLI VERECVNDI / P.ATINI AMERIMNI / C.TVTICANI SATVRNINI / L.PVLLI TROPHIMI / C.IVLI PARATI / M.IVNI EVTYCHI

Похожий диплом найден в Венгрии. Траян Темусу, 17 февраля 110 г. (CIL, XVI, Suppl. 57):

IMP.CAESAR DIVI NERVAE F.NERVA TRAIA / NVS AVG.GERM. DACICVS PONTIF.MAXIMVS / TRIBVNIC.POTESTAT. XIIII IMP. VI COS. V P.P. / EQVITIBVS ET PEDITIBVS QUI MILITAVERVNT IN / ALIS DVABVS ET COHORTIBVS DECEM QVAE AP / PELLANTVR I CIVIVM ROMANORVM ET I AVG. / ITVRAEORVM ET I AVG. ITVRAEORVM SAGIT / TER.ET I BRITANNICA ? C.R.ET I HISPANOR. / P.F.ET I THRACVM C.R.ET I ITVRAEORVM ET I / FLAVIA VLPIA HISPANORVM ? C.R.ET II GAL / LORVM MACEDONICA ET III CAMPESTRIS C.R. / ET IIII CYPRIA C.R.ET VIII REATORVM C.R. / ET PEDITES SINGVLARES BRITANNICI ET SVNT / IN DACIA SVB D.TERENTIO SCAVRIANO QVINIS / ET VICENIS PLVRIBVSVE STIPENDIIS EMERITIS / DIMISSIS HONESTA MISSIONE QVORVM NO / MINA SVBSCRIPTA SVNT IPSIS LIBERIS POSTE / RISQVE EORVM CIVITATEM DEDIT ET CONV / BIVM CVM VXORIBVS QVAS TVNC HABVISSENT / CVM EST CIVITAS IIS DATA AVT SI QVI CAELI/BES ESSENT CVM IIS QVAS POSTEA DVXISSENT / DVMTAXAT SINGVLI SINGVLAS.A.D. XIII K.MART. / SER.SCIPIONE SALVIDIENO ORFITO / M. PEDVCAEO PRISCINO COS. / ALAE. I AVG.ITVRAEOR. CVI PRAEST / C.VETTIVS PRISCVS / EX GREGALE / THAEMO HORATI F. ITVRAEO / ET NAL. F.EIVS ET MARCO F.EIVS ET ANTONIO F. EIVS / .DESCRITVM ET RECOGNITVM EX TABVLA / AENEA QUAE FIXA EST ROMAE IN MVRO POST / TEMPLVM DIVI AVG.AD MINERVAM

Император Цезарь (перечисление вышеупомянутых титулов) конным и пешим солдатам, которые служили в 2-х alae и 10 когортах со следующими именами: 1-я римских граждан и 1-я Августа итурианцев и 1-я итурианских лучников и 1-я бритонцев – численностью в 1000 человек – римских граждан и 1-я испанцев – покорных и преданных – и 1-я фракийцев, римских граждан, и 1-я итурианцев и 1-я испанцев Флавия Ульпия – численностью в 1000 человек – римских граждан и 2-я Gauls Macadonica и 3-я Йоманри, римских граждан и 4-я киприотов, римских граждан, и 8-я Раетов, римских граждан и выбранные британские пехотинцы, которые также находятся в Дакии под началом Терренция Скауриана и отслужили 25 или более лет и с почетом ушли в отставку и чьи имена записаны ниже, — им, их детям и потомкам даруется римское гражданство и статус законного брака с их женами на момент получения гражданства; или тем которые собираются жениться при условии, что каждый мужчина может иметь только одну жену. 17 Февраля на момент консультсва Сер. Сципиона Салвидиена Орфита и М. Педука Присцина: бывшему рядовому алы Августа итурианцев – под командованием С. Веттия Приска – Темусу, сыну Горака – итурианцу и его сыновьям Налию, Марку и Антонию. Скопированное с и сравненное с… [см. выше]

Служба будущего императора во время компании в Дакии (надпись в Афинах; CIL III, 550):

… AELIO…SERG.HADRIANO / … [несколько гражданских чинов] IMP.NERVAE TRAIANI / CAESARIS AVG.GERMANICI DACICI PANNONIAE INFERIORIS PRAETORI EODEMQVE / TEMPORE LEG.LEG.I MINERVIAE P.F.BELLO. DACICO ITEM TRIB.PLEB. QVAESTORI IMPERATORIS / TRAIANI ET COMITI EXPEDITIONIS DACICAE DONIS MILITARIBVS AB EO DONATO… [и т.д.] [еще чины]

Элию Сергию Адриану … Императора Нервы Траяна Цезаря Августа Германика Дакика, preator Нижней Паннонии и, в настоящее время, legatus [командующего] первым Минервианским легионом, послушного и верного, в Дакийской войне и также tribunes plebis и quaestor Императора Траяна и его товарища [советника] в Дакийской экспедиции, получил от него военные награды…

Много наград (см. стр. 79), полученных храбрым офицером, ставшим впоследствии консулом, в Дакийской компании (надпись в Турине; CIL V, 6977):

… [Glitio]…[Stel.Atilio]…AGRICOLAE COS.II / … [гражданские чины] LEGAT.PRO PR. / IMP. NERVAE.CAES.TRAIAN. AVG.GER.DACICI / PROVINC.PANNON.DONATO AB EODEM / BELLO DACICO DONIS MILITARIBVS CORONA / MVRALI VALLARI CLASSIC.AVREA HAST. / PVRIS IIII VEXILLIS IIII LEGATO PRO PR. / PROVINC.BELGIC.DIVI NERVAE LEG. / LEG.VI FERRAT… [и т.д.] [несколько военных чинов]

…Глитию Атилию Агриколе, дважды консулу… legatus propraetore Императора Нервы Цезаря Траяна Августа Германика Дакика в провинции Паннония, получившему от него военные награды: корону за храбрый штурм стены, храбрый штурм рва, храбрые морские [или лучше десантные] операции, золото, четыре наконечника копья из чистого [серебра], четыре знамени, legatus propraetore в провинции Бельгика и legatus (командующий) шестым легионом Ferrata («железный») божественного Нервы…

Еще один бравый офицер, награжденный во время Дакийской компании, который командовал как легионерскими подразделениями, так и вспомогательными частями (надпись в Конельяно рядом с Риети; CIL IX, 4753):

PRIFERNIO…PAETO / MEMMIO APOLLINARI / … (гражданские чины) / PRAEF.COH. III BREVC. TRIB.LEG. X / GEM.PRAEF. ALAE.I ASTVRVM DONIS / DONATO EXPED.DAC.AB IMP. / TRAIANO HASTA PVRA VEXILLO / CORONA MVRALI… (несколько гражданских чинов)

Прифернию Петию Меммию Аполлинарию… префекту третьей когорты бреуков, трибун 10 легиона «близнецов» (Gemina), префект первой ala астурианцев, которые получили во время дакийской экспедиции военные награды от императора Траяна в виде наконечника копья из чистого серебра, знамени и короны за храбрый штурм стены…

Блестящая карьера офицера, которая началась с командования подразделением «нерегулярных войск» во время Дакийской войны (надпись в Уйо, близ Овьедо; Смолвуд, 301, стр. 102):

C.SVLPIC.VRSVLO PRAEF.SYMMACHIARIRIORVM ASTVRVM BELLI DACICI ? LEG.I MINERVIAE P.F. ? COH.XII VRBANAE ? COH.IIII PRAETORIAE P.P.LEG.XIIX PR.ET LEG.III AVG… (имя посвящающего)

С. Сульпицию Урсулу, префекту подразделения «нерегулярных войск» (symmachiarii) астурианцев во время Дакийской войны, центуриону первого легиона Минервы, покорному и преданному, центуриону двенадцатой городской когорты, центуриону четвертой преторианской когорты, primus pilus двадцать второго (?) легиона (Примигения?) и третьего легиона Августа…

Легионер британского происхождения, который служил в тридцатом легионе Ульпия Виктрикс (надпись из Ксантена; CIL XIII, 8631):

MATRIBVS / BRITTIS / S.VALERIVS / SIMPLEX / MIL.LEG.XXX / V.V. / V.S.L.M.

Британским матерям, С. Валерий Симплекс, солдат тридцатого Победоносного Ульпиева легиона, с радостью и должным образом исполняет свою клятву.

Вспомогательное подразделение, состоявшее из британцев, вероятно, принимало участие в строительстве большого моста у Понт-Дрбета (надпись, найденная на одной из опор моста, у Дробета; CIL III, 1703):

COH.II HISP / … HICRE. / (CO) H.III.BRIT.

Вторая когорта испанцев… первая когорта критян, третья когорта бриттонцев.

Возможная подсказка — в опасной кампании в долине Олта и среди холмистых цитаделей Дакии легионера первого легиона Минервы (надпись в Колонь; CIL XIII, 8213):

MATRONIS / AVFANIB.C / IVL.MANSVE / TVS M. L. I. M. / P.F. V.S.L.M. FV(I) / T AD ALVTVM / FLVMEN DECVS / MONT. CAVCAS.

Офанским матерям, Юлий Мансуэтий, солдат первого легиона Минервы, покорный и преданный, с радостью и должным образом исполняет свою клятву. Он был на реке Алутус (Олт) рядом с Кавказскими горами.2

Трофей Траяна в Адамклисси

Комплекс монументов в Адамклисси (в Добруже, 40 миль от Констанци) представляет собой военный мемориал в форме алтаря (кенотафа), находящийся примерно в 200 ярдах от него мавзолей, и впечатляющий Трофей Траяна. На кенотафе, подвергшемся со временем значительным разрушениям, был высечен длинный список имен павших римских солдат. В начале этого списка есть такие слова, относящиеся к одной из дакийских войн: «в память о храбрейших мужах, которые отдали свои жизни за Римское содружество». Список открывается высокопоставленным офицером (PRAE (fectus)) из Неаполя, чье имя, однако, было запрещено и породило серьезную дискуссию (см. стр. 50). Одни считают, что речь идет о Корнелии Фускусе, который как мы уже знаем погиб во время дакийской катастрофы во время правления Домициана. Другие же (Барадез, стр. 50), предполагают, что это имя принадлежит praefectus castrorum эпохи Траяна. Идущие далее имена принадлежат итальянским и римским солдатам (вероятно преторианцам), младшим офицерам (signiferi, imaginiferi) и многим солдатам auxilia.

Кенотаф и мавзолей, очевидно, специально связаны с главным монументом – Трофеем, посвященным Марсу Мстителю (Marti Ultori). Римские посвящения этому богу имели целью либо смыть позор предыдущего поражения или записать возвращение военных штандартов, потерянных в разгромной кампании (signa recepta).

Местность, на которой расположены монументы, на пересечении естественных путей между Бессарабией (и Востоком) и южной Европой, имела немалое географическое значение для римских балканских провинций.

Трофей – это впечатляющая работа для провинции, находящейся на периферии империи. Фактически, он напоминает Альпийский Трофей Августа в Ла-Тюрби. Трофей Траяна состоит из круглого барабана диаметром 100 и высотой 50 футов, облицованного каменной кладкой и покоящегося на круглой платформе с семью ступенями. На вершине барабана сооружена крыша конической формы, сделанной из больших чешуйчатых плит. На вершине всей этой конструкции находится сам Трофей, представляющий собой ствол дерева с развешанными на нем кирасой, щитами и копьями и четырьмя пленниками у основания. Все это, в свою очередь, расположено на двойной шестиугольной башне, на которой высечена посвятительная надпись: «… Марсу Мстителю … Траян … и армия Нижней Мезии» (Пикард) (см. стр. 49).

 

Трофей Траяна в Адамклисси Рис. 2
1. Метопа XXVII. Римский солдат сражается против двух дакийских воинов (тот, что слева – в шапке), вооруженных боевыми косами; вверху слева изображен труп варвара с длинными волосами и вытянутыми руками как будто он лежит на крутом склоне (битва в горах?).
2. Метопа XXVIII. Серьезно повреждена, как и другие метопы в Адамклисси, выполненные в грубом и реалистическом провинциальном стиле.
3. Траян и двое пехотинцев. Сравните с 31-2.
4. Метопа XLIII. Битва среди повозок. На повозке изображен римский солдат, вонзающий копье в плечо стоящего рядом дакийского воина и сидящая в умоляющей позе дакийская женщина. В углу метопы находится труп убитого ребенка.

 

На верхней части барабана, 54 метопы, каждая размером примерно 5 на 4 фута и украшенная рельефами, изображающими военные сцены. Они размещены близко друг к другу и разграничены сверху и снизу декоративными фризами (см. Рис. 2). Над ними было еще 26 панелей, расположенных вдоль верхнего края барабана, и формировавших таким образом зубцы; на каждом была изображена фигура закованного в цепи пленника. Весь архитектурный комплекс от crepis до episema был 100 футов высотой. Сегодня только части его барабана и ступеней in situ (находятся на своем первоначальном месте). К счастью, благодаря румынским археологам, все фрагменты, которые откололись от памятника или были растащены, а также почти все метопы, были найдены и хранятся в современном музее, располагающемся неподалеку от монумента.

Систематическое изучение Трофея Траяна между концом прошлого столетия и появлением недавней монографии Ф.Б.Флореску, послужило определению тех серьезных археологических, исторических и этнографических проблем, которые возникли при изучении этого памятника истории.

Во — первых, значение надписей, предмет метоп и дата всей работы породили многие расходящиеся теории, которые можно обобщить следующим образом:

1. Монумент был первоначально воздвигнут в честь победы Красса над бастарнами в 28 г. До н.э. (Фюртванглер в Пикарде, стр. 395).

2. Он был воздвигнут в честь победы Траяна над роксоланами в 100 г. Н.э. (Первая Дакийская война) в том самом месте, где был разбит Оппий Сабин пятнадцать лет до этого, во время Дакийской войны Домициана (Салмон, стр. 277).

3. Трофей был сооружен по приказу Траяна в 109 г. Н.э. после двух Дакийских войн и был в значительной степени переделан в четвертом веке по велению Константина, а может быть и позднее. На одной из метоп вместо Траяна был обнаружен образ Констан II (Ферри).

4. Памятник был посвящен «Третьей Дакийской Войне», в которой Рим в 108 г. н.э. разбил пришедших из степей скифских кочевников, которые были ненастоящими даками – войне, которая не была записана в исторических анналах и весьма отличалась от войн, запечатленных на Колонне (Ричмонд, 1967).

5. Сооружение Трофея было посвящено исторической битве, что имела место недалеко от современных Адамклисси во время Первой Дакийской Войны и которую с большими потерями (тысячи римлян погибли тогда, включая praefectus castrorum) выиграл Траян. Благодаря этой победе была ликвидирована угроза отвлекающего нападения даков и их союзников на лежащую в двухстах милях к югу от главного театра военных действий провинцию Нижняя Мезия. История вновь умалчивает о том, велись ли в то время на территории Нижней Мезии какие – либо военные действия: согласно Колонне, Траян с некоторыми силами погрузился на корабли, высадился, провел боевые действия и вновь погрузился на корабли во время первой войны. Этот эпизод был уже давно интерпретирован (Петерсен) как отвлекающая операция в Нижней Мезии (см. ниже). Связь Трофея со мщением за предыдущие римские поражения не была принята (Токилеску, Барадез), несмотря на четкое свидетельство, данное посвятительной надписью Marti Ultiori.

Автор данной книги разделяет мнение тех, кто считает, что Трофей был воздвигнут по приказу Траяна в честь Первой Дакийской Войны (менее вероятно, что в честь всех двух войн) и тех, кто связывает этот монумент с местью за катастрофы Фуска и Сабина. Если эта точка зрения верна, то сравнение Трофея с Колонной очевидно является вопросом жизненной необходимости для решения возникших проблем.

Чтобы понять, когда и почему Трофей был воздвигнут именно в этом месте и был посвящен богу войны, нужно принять к рассмотрению еще одну гипотезу. Во время Первой Дакийской Войны потерянные штандарты армии Фуска (вероятно у совр. Адамклисси) были возвращены (Дио, LXVIII, 9, 3) и это было, для римлян, наиболее подходящим случаем для посвящения трофея Marti Ultiori. Храм Марса Мстителя в Риме был, в действительности, посвящен Августом в ознаменование возвращения римских штандартов от Парфян (signis Parthicis receptis). С точки зрения искусства, кто-то может подумать, что бросающаяся в глаза «грубость» рельефов метоп вызвана скорее недостаточным уровнем мастерства у среднеимперских провинциальных зодчих, чем позднеимперским декадансом. Но эта стилистическая простота, как мы увидим, может быть расценена как плюс, а не как недостаток, так как она хранит так сказать первое впечатление от событий.

Сцены на Колонне поверх пепла Optimus Princeps в Риме, задуманные великим мастером и утвердившиеся в официальном символизме – это удивительная работа, которая передала нам «эпос» траяновой славы. В Адамклисси, с другой стороны, индивидуальные панели, установленные рядом с мемориалом павшим солдатам (Дессо, ILS 9107, см. стр. 50), ограниченные своими рамками и реалистичные в своем стиле, позволяют нам напрямую воспринять человеческий «пафос» и жестокость Дакийских войн, здесь лишены какой бы то ни было памятной идеологизации и таким образом более трогательные. Но как в Риме так и в Адамклисси, exercitus с Траяном во главе всегда представляет собой средство и цель памятного искусства. Вот почему эти два монумента, в равной степени благородные в своей форме и неодинаковые по своему стилю так хорошо дополняют друг друга.

Теперь, с помощью Трофея и Колонны, мы вместе с римской армией отправимся на войну в попытке изучить римские войска, встретиться лицом к лицу с их врагами и увидеть оружие и способы ведения войн в то время. Хронологический порядок событий, созданный спиралями Колонны, поможет нам контролировать порядок, недавно отнесенный к метопам» (Флореску). Порядок, который должен остаться вопросом открытой дискуссии, так как ни одна из метоп не была сохранена на своем первоначальном месте.

Сцены отдельных метоп дадут подсказки к установлению последовательности исторических событий. Изображения, взятые из других источников, также будут весьма полезны.

На основании метоп, трудно определить маршрут движения римлян в Банате (такая попытка уже была сделана при помощи изображений на Колонне; см. Дэвис), а именно, форсирование ими Дуная у Виминация и марш Траяна к Тибискуму.

На первых семи метопах изображены все кавалерийские стычки, которые есть в серии. Стоит сказать, что кавалерия играла очень важную роль на протяжении всего марша, который видимо был очень быстрым. Подтверждение этому можно найти в том, что – если это конечно, правда – многие дакийские укрепления на вышеуказанном пути были эвакуированы (см. Дэвис). Однако весьма маловероятно – если принимать во внимание изображения на Колонне – что конница затем не принимала участия в боевых действиях. Всадники, изображенные на метопах вероятно, принадлежат alae вспомогательных войск; они носят кольчугу (lorica hamata), чего нет на всадниках Колонны.

IX метопу можно интерпретировать как adlocutio, тогда как последующие метопы, где signiferi, bucinatores и легионеры сначала изображены идущими в строю, а затем сражающимися (как и на XXVII метопе) могут представлять важное сражение, возможно битву при Тапаэ (см. метопа XXVII). Экипировка римской пехоты несколько отличается от изображенной на Колонне Траяна: фактически, она во многом схожа со снаряжением, которое можно увидеть на Колонне Марка Аврелия. Lorica segmentata полностью отсутствует на метопах, ее место занимает squamata или hamata; cingulum militae также нет на рельефах Трофея. Щиты – овальной или прямоугольной формы, тогда как шлемы – конического, ребристого типа. На вышеуказанные отклонения от внешнего вида солдат с Колонны Траяна иногда ссылаются, когда хотят указать, что изображения на метопах Трофея относятся не к боевым действиям Траяна, а к более позднему времени. Однако нужно иметь в виду, что детали доспехов на Колонне весьма стереотипны, так как создававшие их мА стера не стремились к стопроцентной реалистичности, а скорее к тому, чтобы создать в целом правильные образы различных типов войск армии Траяна (легионеров, auxilia и т.д.; см. ниже).

С другой стороны, враги римлян представлены на метопах гораздо детальнее, чем на Колонне. Это касается обмундирования, оружия и этнографических особенностей. Очевидно, что провинциальные мастера были хорошо знакомы с такими деталями. Здесь даки часто изображены по пояс обнаженными или (особенно пленные) одетыми в туники или «рубахи» разных форм, плиссированные bracae, носящими характерные обувь и головные уборы. На метопах часто встречается прическа в виде узла из волос сбоку головы, которая на Колонне Траяна есть только у одного персонажа – посла варваров в начале Второй Дакийской Войны (см. 90-1). Этот nodus, упоминаемый многими античными авторами (Сенекой, Тацитом, Аммианом Марцеллином, Силием Италиком) как принадлежащий к германским народам, подтверждает тезис о том, что мы имеем дело не с даками и, следовательно, не с дакийскими войнами, а с битвами против бастарнов и роксоланов (метопа XXI). Однако, широко известно, что эти племена были союзниками Гето-Даков в этих больших войнах. Более того, Флореску, на основании весомых этнографических аргументов, продемонстрировал, что некоторые элементы одежды, представленной на метопах, сохранились в трансильванском фольклоре.

Возвращаясь к последовательности метоп, мы найдем на метопе XXVIII фигуру высокопоставленного римского офицера верхом на лошади, пронзающего копьем на всем скаку дака: этим офицером вполне может быть сам Траян (он часто встречается на монетах в подобном образе, хотя на Колонне таких изображений императора нет) (см. Рис. 1(4), метопа XXVIII).

Эта метопа повествует о победоносном завершении либо кампании либо всей Первой Дакийской Войны. За ним идет начало Второй Войны (Пикард), так как позднее вновь встречается группа signiferi (XXIX) adlocutio (XXXI) decursio с преторианцами (?) и группа легионеров, ведущих бой. Кроме того, можно точно сказать, на XXXVI метопе изображен сам Траян: на нем искусно сделанная литая кираса и килт с тремя рядами pterygia. Он идет по лесу в сопровождении двух пехотинцев (см. Рис. 2).

На метопе XXXIV также высечена сцена, заслуживающая пристального внимания: римский солдат прибывает на место, где лежит полуразложившийся (почти скелет) труп; на заднем плане можно увидеть типичный gladius, что говорит о том, что это труп римлянина. Также на метопе изображено дерево, а за ним – обнаженный дакийский лучник, целящийся в идущего солдата. Подобная сцена описана Тацитом (Анн. I; 61,62), когда Германик прибывает на место, усеянное костями легионеров Вара, вырезанных пять лет назад. Все эти сцены могут подразумевать под собой засаду в лесу или указывать на прибытие солдат Траяна на место катастрофы Фуска и месть Рима.

Эта и подобные ей сцены (метопы XXXV – XLIII) представляют собой особенный интерес, так как они наводят на события, более точно представленные на Колонне Траяна.

Марш Траяна (на Колонне он едет верхом) во главе легковооруженных войск и бои в лесной и холмистой местности почти идентичны на обоих монументах. Особенно это касается метоп XL – XLIII, где изображена битва среди повозок (см. метопа XLIII) (напоминающая американский Дикий Запад) в точности такая же, как на Колонне (см. 33-4).

Следует подчеркнуть, что битва среди повозок и бои на холмах представлены в Риме как имевшие место не в ходе Второй, а в ходе Первой Дакийской Войны, во время отвлекающей кампании в Нижней Мезии. С другой стороны, у нас нет никаких исторических документов, свидетельствовавших бы о такой важной битве, которая была запечатлена сразу на обоих памятниках. Повозки – четырехколесные, с поклажей, женщинами, детьми и дакийскими воинами (на метопе) и даже с развивающимся «драконом» (на Колонне) (см. 33-4). Все это напоминает племенную миграцию, а не какое-то военное построение, уничтоженное римлянами.

Что касается битв в горах, то всем известно, что дакийское сопротивление было в основном сконцентрировано в укрепленных пунктах на вершинах холмов в юго-восточной части Трансильванских Альп. Последние схватки первой войны, согласно Колонне, проходили именно в этом районе (см. 58 – 64). Об их ожесточенности можно судить исходя из изображений на метопах (XXXV, XXXVII) в Адамклисси – ужасающие сцены с усеянными трупами склонами и вершинами холмов выдвинуты на первый план (см. Рис 1(22)).

Далее идет своеобразная сцена сражающихся баранов (XLIV). Затем мы видим decursio победоносных войск с vexilliferi (вероятно вспомогательные войска), легионеров и уже упомянутые auxilia (?). Затем двойная сцена с adlocutio, пленниками и наконец, последняя метопа LIV, изображающая варварских женщин и детей.

Что касается оружия и его использования, метопы свидетельствуют о больших «боевых косах», которые даки держали двумя руками и которые значительно отличались размерами и тем, как их использовали от аналогичного оружия на Колонне Траяна и римских монетах (см. Рис. 1(1), метопа XXVII, 32). Действительно, гораздо позднее на Колонне Марка Аврелия мы находим такое же по размерам оружие в руках солдата вспомогательных войск – очевидно дака – служившего в его страже, и также на надписи, сделанной cohors I Aelia Dacorum в у Бирдосвальда в Камберлэнде (RIB, 1914). Римский pila, не изображенный на Колонне Траяна, хорошо сохранился на метопах. Более того, gladius часто используется, чтобы перерезать горло врагу, также как на Колонне Марка Аврелия – деталь, подтверждаемая Вегецием. В опыте exercitus в Дакийских войнах, традиционное превосходство короткого Римского колющего кинжала, по сравнению оружием, предназначенным для нанесения резаных ран, было поставлено под вопрос длинными и необычайно опасными дакийскими боевыми косами.

Вегеций (I, 12) заявляет, что Римляне, вооруженные своими gladii, легко поражали даже лучших из вражеских воинов, сражавшихся длинным режущим оружием. Однако, одна из сцен в Адамклисси производит совершенно другое впечатление!

В целом, можно сказать, что метопы Трофея Траяна передают простое послание, подходящее для провинциального населения, которому оно и предназначалось – превосходство римских miles над варварами. Вместе с тем, как на Колонне, так и здесь, отдается должное храбрости и самопожертвованию даков.

Ввиду простоты языка исполнения, на Трофее нет места церемониями и более сложным полевым работам, которые играют главную роль на фризе Колонны.

Подводя итог, нужно сказать, что в Адамклисси единственные сцены, которые можно связать с историей, похоже относятся, как уже говорилось, к Первой Дакийской Войне. Это предполагает интересную возможность изменения расположения других метоп, путем перемещения их из предполагаемой Второй к Первой Дакийской Войне. Таким образом, вся серия метоп будет относиться только к первой войне.

Примечания:

[1] Читателям римских военных записей может помочь информация о том, что знак ∞ означает milliaria (для когорты), а знаки > и ɔ – centuria или centurion.
[2] Вопрос географической принадлежности данной реки остается открытым: если упоминаются действительно Кавказские горы, то река должна называться Алонтас (впадает в Каспийское море), А если речь идет об Олте, то «Кавказские горы» — это Трансильванские Альпы.
Источник:

Rossi L. Trajan’s Column and the Dacian Wars. «Thames & Hudson». London, 1971.
Перевод: Жихарев Е.
Редакция перевода: Alexius
Специально для проекта «Римская Слава».

 
© 2006 – 2019 Проект «Римская Слава»